Дрезеке Феликс
Дрезеке Феликс
07.10.1835 — 26.02.1913

Дрезеке Феликс — Биография

Феликс Дрезеке (нем. Felix August Bernhard Draeseke; 7 октября 1835, Кобург — 26 февраля 1913, Дрезден) — немецкий композитор.

Происходил из семей протестантских теологов: отец — суперинтендант Теодор Дрезеке (1808—1870), сын епископа Иоганна Генриха Бернхарда Дрезеке; мать — Мария Дрезеке, урождённая Ханштайн (1815—1835), дочь суперинтенданта Готтфрида Августа Людвига Ханштайна. Мать умерла через 8 дней после родов, и Феликса воспитывали три сестры отца. В 1840 г. отец женился на Эмилии Бэринг (1821—1882), и у Феликса было 12 единокровных братьев и сестёр.

Детство Ф. Дрезеке прошло в Родахе, недалеко от Кобурга. В 5 лет он перенёс средний отит, после которого всю жизнь страдал снижением слуха. Несмотря на это, он увлёкся музыкой, брал уроки фортепиано; в 8 лет написал своё первое произведение для фортепиано.

С 1850 г. брал уроки композиции у Каспара Куммера. В 1852—1855 гг. учился в Лейпцигской консерватории у Юлиуса Рица (композиция), Фридриха Рихтера и Морица Хауптманна (теория музыки), Франца Бренделя (история музыки), Луи Плайди и Игнаца Мошелеса (фортепиано).

В 1852 г. в Веймаре слушал «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера (дирижировал Ференц Лист). Под впечатлением от спектакля написал свою первую оперу «Король Сигурд» (по пьесе Эмануэля Гайбеля). Как и Вагнер, Дрезеке сам написал либретто (и сохранил эту практику во всех своих операх). В 1853 г. в Берлине познакомился с Гансом фон Бюловым, с которым впоследствии дружил. Увлёкшись музыкальным стилем новонемецкой школы Листа и Вагнера, стал терять интерес к лейпцигской консерватории, большинство преподавателей которой были консервативны и скептически, почти враждебно относились к увлечениям Дрезеке. Поэтому нередко он не посещал занятия.

С 1855 г., по окончании консерватории, был приглашён Францем Бренделем в газету «Neue Zeitschrift für Musik» как концертный критик, где опубликовал среди прочего эссе о Вагнере, а также о Симфонических поэмах Листа.

В феврале 1857 г. благодаря фон Бюлову состоялась первая встреча Ф. Дрезеке с Ф. Листом, который был впечатлён почти законченной оперой «Король Сигурд». Ф. Дрезеке был приветливо принят в ближайшем окружении Ф. Листа, сдружился с Гансом Бронзартом и Петером Корнелиусом. В 1859 г. Ф. Дрезеке познакомился с Рихардом Вагнером, побывав у него в Швейцарии. Своими произведениями Ф. Дрезеке вскоре снискал себе славу «ультрарадикального» представителя новонемецкой школы. В августе 1861 г. дошло до скандала: на 2-м Веймарском собрании композиторов Ф. Дрезеке дирижировал маршем Germania, и сочинение было безжалостно раскритиковано. Позднее Ф. Дрезеке вспоминал:

Из-за этих произведений я был выставлен как ужас человечества, и по всей Германии все газеты спешили осудить школу в целом, а меня характеризовали как особенно опасную бестию. Оригинальный текст (нем.)

Durch dieses Stück wurde ich als Schrecken der Menschheit hingestellt und zwar in ganz Deutschland, indem alle Zeitungen sich beeilten, über die Schule en bloc ein Verdammungsurteil zu fällen, mich aber als die besonders gefährliche Bestie zu kennzeichnen.

«Новонемецкие» должны были признать крупное поражение. Лист в тот же год уехал в Рим, Ф. Дрезеке в 1862 г. — в Романдию.

В 1863—1874 гг. преподавал фортепиано в консерватории в Лозанне, с 1875 г. — в Женеве. В 1865 г. ездил в Мюнхен на премьеру «Тристана и Изольды» Р. Вагнера. В 1869 г. предпринял большую поездку во Францию, Испанию, Северную Африку и Италию.

В первые «швейцарские» годы продолжал сочинять: были написаны соната (op. 6 — его самое значимое фортепианное сочинение), симфоническая поэма «Фритьоф», кантата «Клятва в Рютли» (нем. Der Schwur im Rütli) и другие произведения. Однако он никогда не чувствовал себя в Швейцарии как дома: он был почти изолирован от немецкой музыкальной жизни, и его одиночество нарастало. После скандала 1861 года от него отвернулись многие бывшие соратники, только Бюлов, один из немногих, оставался дружен с ним. Листа он посещал только при случае. Ф. Дрезеке прекратил отношения с Р. Вагнером из-за его романа с Козимой фон Бюлов. Период жизни в Швейцарии Ф. Дрезеке позже называл «потерянными годами».

В период жизни в Швейцарии художественные взгляды Ф. Дрезеке претерпели изменения. Нарастало скептическое отношение к своему раннему творчеству в новонемецком стиле. Он начал следовать ясным формам интонационного языка барокко и венских классиков, стремясь объединять авансированные гармоники и контрапункты, перенятые от Вагнера и Листа, с традиционно-классическими идеалами. Хотя и позже он прибегал к типичным новонемецким формам (симфоническая поэзия, музыкальная драма), в его творчестве стали преобладать традиционные формы. Так, в 1872 г. он закончил свою первую симфонию соль мажор op. 12 (сочинённую ещё в 1855 г. юношескую симфонию он, вероятно, уничтожил). Произведение выдержало несколько успешных исполнений в течение последующих лет.

Новые взгляды Ф. Дрезеке вызвали у «новонемецких» прохладную реакцию. Так, после прослушивания Lacrimosa op. 10 (позже Ф. Дрезеке переработал её в реквием, op. 22) Лист высказался в том духе, что «из льва получился кролик».

В 1876 г. Ф. Дрезеке вернулся в Германию. Некоторое время он пробыл в Кобурге, где закончил симфонию № 2 фа мажор, op. 25 (премьера состоялась через 2 года с большим успехом под управлением Эрнста Шуха). Затем был в Байройте на премьере Кольца нибелунга (но с Вагнером не встречался). С августа 1876 г. поселился в Дрездене. Несколько лет давал частные уроки. Только в сентябре 1884 г. он получил должность в Дрезденской консерватории. Как профессор композиции, гармонии и контрапункта подготовил много значимых музыкантов. Среди его учеников — пианист Лео Кестенберг, композиторы Альберто Франкетти, Пауль Бюттнер, Теодор Блюмер, Эмиль Кронке, Вальтер Дамрош и Карл Эренберг, издатель Николай Струве.

Стал больше сочинять: оперы нем. Dietrich von Bern (1877; позже переработана и переименована в нем. Herrat) и нем. Gudrun (1883), Реквием си минор op. 22 (1880). 1880 год стал «годом песен» — создана почти половина произведений для голоса и фортепиано. 1880-м принадлежат первые успехи в камерной (струнный квартет до минор op. 27) и концертной музыке: концерт для скрипки ми минор (1881; оркестровые партии считаются утраченными, сохранилось только переложение для скрипки и фортепиано), фортепианный концерт ми мажор op. 36 (1886).

В 1886 г. закончил третью симфонию до мажор op. 40 («Symphonia Tragica»). Это, пожалуй, самое значительное преобразование его художественного кредо в музыке. После премьеры в 1888 г. (также под управлением Эрнста Шуха) она стала потрясающим успехом Дрезека в немецких концертных залах. Одним из лучших интерпретаторов 3-й симфонии стал Ганс Бюлов.

Последующие сочинения выдвинули Ф. Дрезеке в число выдающихся композиторов своего времени: серенада для оркестра ре мажор op. 49, Симфонические вступления к пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон» (нем. Das Leben ein Traum, op. 45) и к «Пентесилее» Клейста op. 50 (все — в 1888), Большая месса op. 60 (1891), опера «Мерлин» (1905) и многочисленные камерные произведения, среди которых особо следует отметить 3-й струнный квартет до диез минор op. 66 (1895) и струнный квинтет фа мажор op. 77 (1900).

В камерных произведениях заметен интерес Ф. Дрезеке к новым инструментам: имеются две не опубликованные при жизни сонаты для viola alta и фортепиано, а в посмертно изданном струнном квинтете ля мажор (1897) использована violotta.

В 1898 году пожалован в надворные советники, в 1906 г. — в тайные надворные советники. В 1912 г. философский факультет университета Берлина избрал его почётным доктором за заслуги в «восстановлении старого блеска немецкой музыки.»

В 1905 г. по всей Германии прошли концерты в связи с 70-летием Ф. Дрезеке.

Снижение слуха прогрессировало до почти полной глухоты, что усугубляло изоляцию композитора от музыкальных событий и ограничивало его деятельность. Тем не менее его последние произведения демонстрируют цельность творчества: Большая месса ля минор op. 85 (1909) и Реквием ми минор (1910) сочинены a cappella, как бы в противовес ранним сугубо оркестровым произведениям; 20-минутная Symphonia Comica (1912) представляет остроумно-ироничный взгляд композитора на традиционную музыкальную форму. В феврале 1912 Феликс Дрезеке испытал последний большой триумф с премьерой полного исполнения мистерии «Христос».

Профессор Мюнхенской школы музыки.

В ноябре 1912 года заболел пневмонией и с тех пор не выходил из квартиры. 26 февраля 1913 г. скончался от апоплексического удара. Похоронен в Роще урн Толькевиц.

Семья

Жена (с мая 1894) — Фрида Нойхаус (нем. Frida Neuhaus; 1859—1942).

Владелец страницы: нет
Поделиться