Дей Манна
Дей Манна
01.05.1919 — 24.10.2013

Дей Манна — Биография

Прабодх Чандра Дей (бенг. প্রবোধ চন্দ্র দে; 1 мая 1919 года в Калькутте, Британская Индия − 24 октября 2013 года, Бангалор, Индия), более известный по сценическому имени как Шри Манна Дей (бенг. মান্না দে, ?) — индийский кинокомпозитор и знаменитый певец бенгальского происхождения, один из «золотых голосов» закадрового исполнения индийского кино (наряду с Мохаммедом Рафи, Мукешем и Кишор Кумаром), записавший за свою карьеру более 3000 (по другим оценкам — более 4000) вокальных партий и удостоенный ряда гражданских и кинематографических наград, включая высшую кинематографическую награду Индии — премию имени Дадасахеба Фальке.

Детство и юность

Прабодх Чандра Дей родился 1 мая в Калькутте в семье Пурначандры и Махамайи Дей. Младшим братом его отца был известный слепой музыкант, композитор и учитель музыкального искусства Кришначандра Дей, который сильно повлиял на воспитание мальчика и во многом определил выбор им в будущем карьеры.

Его образование началось в начальной школе Indu Babur Pathshala, продолжившись в Scottish Church Collegiate School, Scottish Church College и Vidyasagar College. Подростком Прабодх Чандра увлекался спортом, в частности, борьбой и боксом; его наставником в них был обладавший мировой известностью индийский борец Гобар Гуха. В то же время, он увлекался исполнительством, принимая участие в школьных постановках с 1929 года, а впоследствии начав учиться музыке у своего дяди и устада Дабир Хана. Не обладая еще большим опытом, он в течение трёх лет подряд выигрывал вокальные состязания между колледжами в различных категориях.

Начало карьеры (1942−1953)

В 1942 году молодой Дей переехал вместе с Кришначандрой Деем в Бомбей, где начал свою карьеру в качестве композитора-подмастерья, сначала помогая дяде, позднее Сачин Деву Бамину (также учившемуся в прошлом у Кришначандры Дея) и другим композиторам и, в конечном итоге, начав работать независимо, преимущественно для фильмов на хинди, продолжая при этом повышать свою квалификацию в классической музыке северной Индии под наставничеством устадов Аман Али Хана и Абдул Рахман Хана.

Более известная сторона карьеры Дея как закадрового певца также началась в 1942 году, с фильма «Таманна» (хинди तमन्ना), где Манна Дей исполнил вместе с Сураией написанный К. Деем дуэт «Jago Aayee Usha Ponchi Boley Jago», мгновенно ставший хитом. Подобной же популярности достиг ряд исполненных им в 1944—1947 годах песен других композиторов (Анила Бисваса, Джавара Хуршида, Пандита Индры и др.), как сольных, так и дуэтов (исполненных в партнерстве с Амирой Бахи, Миной Капур или Раджкумари).

В первое десятиление после достижения Индией независимости (1947—1957) Манна Дей активно работает с различными композиторами, включая Анила Бисваса, Шанкара Рао Ваяса, С. К. Пала, Сачин Дева Бамина, Кхемчанда Пракаша и Мохаммада Сафи, записывая свои первые дуэты с такими исполнительницами, как уже известная Шамшад Бегум («Phoolon Ka Swapna» в фильме «Girls School», 1949) и только развивавшие к этому времени свою карьеру Лата Мангешкар («Lapat Ke Pot Pahaney Bikral» в фильме «Narsingh Avtar», 1949), Гита Рой («Dhonyo Dhonyo He Ayodh Puri» в «Ram Vivah», 1949), Тун Тун («Hay Ye Hain» в «Jangal Ka Jaanwar», 1951) и Аша Бхосле («O Raat Gayee Fir Din Aya» в фильме «Bootpolish», 1953). К его работам вместе с Бисвасом относятся партии в таких фильмах, как «Gajre» (1948), «Hum Bhi Insaan Hai» (1948), «Do Sitaare» (1951), «Hamdard» (1953), «Mahatma Kabir» (1954), «Jasoos» (1957) и «Pardesi» (1957). В 1952 исполнил песни для одноимённых и поставленных по одному и тому же сценарию фильмах на бенгали и маратхи «Amar Bhupali», завоевав себе к 1953 году репутацию ведущего закадрового вокалиста бенгальского и маратхского кино. Примерно тогда же завязалось его долговременное сотрудничество с Сачин Дев Бамином, начавшееся с исполнения партий «Upar Gagan Vishal» и «Duniya Ke Logo» на слова Кави Прадипа в фильме «Mashal», 1953).

Считающийся в наши дни наиболее «классическим» из «золотых голосов» индийского кино, Манна Дей завоевал себе имя на рубеже 1940—1950-х годов, не ограничивая себя исполнением партиями классического стиля для кино, но также устраивая концерты с живым исполнением и экспериментируя с объединением классики с поп-, а также западной музыкой, что привело к повышению спроса на его вокал в фильмах после 1955 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться