Черевичный Иван Иванович
Черевичный Иван Иванович
31.03.1909 — 15.02.1971

Черевичный Иван Иванович — Биография

Иван Иванович Черевичный (31.3.1909, село Голта, Херсонская губерния — 15.2.1971, Москва) — советский полярный лётчик.

Родился 31 марта 1909 года в селе Голта Херсонской губернии, ныне — город Первомайск Николаевской области Украины, в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Окончил 7 классов. работал землекопом на строительстве гидроэлектростанции.

В Красной Армии в 1928—1930 годах и в 1932—1933 годах. В 1929 году окончил теоретическую школу лётчиков, в 1932 году — Объединённую военную школу пилотов и техников. Был оставлен в ней летчиком-инструктором. С 1933 года — пилот-инструктор Осоавиахима. Член ВКП/КПСС с 1932 года. С апреля 1934 года И. И. Черевичный — в Управлении полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Он исследовал ряд воздушных трасс в Сибири, в 1938 году участвовал в снятии экспедиции И. Д. Папанина с дрейфующей станции «Северный полюс-1», ледовой разведке, в проводке судов по Северному морскому пути. В апреле-мае 1941 года И. И. Черевичный возглавил воздушную экспедицию, которая на самолёте «СССР Н-169» совершила несколько посадок на лёд в районе Арктического бассейна и впервые достигла района Полюса относительной недоступности или «Полюса недоступности», как тогда называлась никогда не виданная человеком, наиболее удалённая от суши и труднодоступная, расположенная почти в центре Арктики территория, в 1500 км к северо-северо-востоку от острова Врангеля, площадью около 3 млн кв. км. За 144 лётных часа самолёт, ведомый И. И. Черевичным, покрыл расстояние в 26000 км. По оценкам известных полярных исследователей таких как О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин — это была победа, соизмеримая с покорением Северного полюса.

Участник Великой Отечественной войны. В августе 1941 года совершил уникальный перелет из Москвы в Америку через Аляску с группой высокопоставленных специалистов для заключения договора по ленд-лизу. В дальнейшем участвовал в боевых действиях на севере, занимался проводкой во льдах судов, спасением полярников с уничтоженных фашистами полярных станций и потопленных судов. В послевоенные годы советские исследования в Арктике получили дальнейшее развитие. В 1948 году была организована и проведена Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-2» под руководством начальника Главсевморпути А. А. Кузнецова. Работы экспедиции были организованы «методом прыгающих групп». С этой целью в разные части Арктического бассейна на самолетах забрасывались отряды исследователей. Весной 1949 года в ходе Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-4» Черевичный, Котов, Титлов, Задков и другие полярные асы высаживали ученых на лед уже в 30-ти точках. Эти экспедиции были логическим завершением отважных полетов отряда Черевичного на Полюс относительной недоступности в 1941 году. Итоги двух высокоширотных воздушных экспедиций высоко оценила Родина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года за многолетнюю работу в полярной авиации, мужество и героизм, Черевичному Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1955—1957 годах И. И. Черевичный — командир авиационного отряда Первой советской антарктической экспедиции, руководимой Героем Советского Союза Сомовым М. М. Участник воздушной высокоширотной экспедиции 1958—1960 годов. Жил в городе-герое Москве. Скончался 15 февраля 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 3 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.

Владелец страницы: нет
Поделиться