Бабанова Мария Ивановна
Бабанова Мария Ивановна

Бабанова Мария Ивановна — Биография

Мари́я Ива́новна Баба́нова (1900 — 1983) — советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941), Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1972). Народная артистка СССР (1954).

Есть актеры хорошие, есть очень хорошие, есть превосходные. А есть необыкновенные — в этом слове не похвала, но определение; к ним относится Мария Ивановна Бабанова. Такой уникальной актрисы, по утверждению М. И. Туровской, не было на русской сцене ни прежде, ни потом.

Марию Ивановну Бабанову ещё при жизни называли великой актрисой, «зримым чудом театра», живым олицетворением высочайшего актёрского мастерства. Об этом говорили и писали режиссёры, писатели, поэты, драматурги и театральные критики. «Есть в искусстве Бабановой нечто завораживающее и подчиняющее зрителя и слушателя: невозможно сопротивляться обаянию её игры или чтения. Ей и сопереживаешь и ею же любуешься; с ней не хочется расставаться. Причина лежит не только в её неповторимой индивидуальности, но и в особом мастерстве, наразрывно слившимся с её удивительной личностью» — писал П. А. Марков.

Мария Бабанова родилась в семье Ивана Ивановича Бабанова и Екатерины Васильевны Бабановой (урождённой Прусаковой). Своё раннее детство она провела в доме своей бабки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в Замоскворечье. В 1915 году М. И. Бабанова окончила Училище Московского общества распространения коммерческого образования и поступила на естественное отделение Коммерческого института, затем перевелась на Высшие женские курсы, которые в сентябре 1918 года были преобразованы во 2-й Московский государственный университет.

В 1919 году Мария Бабанова поступила в Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительский союз рабочих организаций), руководимый Ф. Ф. Комиссаржевским и В. М. Бебутовым. Театр помещался в здании театра «б. Зон»; здесь Бабанова дебютировала как актриса — в роли Фаншетты в спектакле «Свадьба Фигаро». В 1920 году здание театра «б. Зон» было передано созданному Всеволодом Мейерхольдом Театру РСФСР 1-му, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО во главе с Бебутовым; Мария Бабанова поступила в Высшие режиссёрские мастерские Мейерхольда, позже влившиеся в Государственные высшие театральные мастерские. В сентябре 1921 года Театр РСФСР-1 был закрыт, и в 1922 году Бабанова стала актрисой созданного при Мастерских Театра Актёра, руководимого Мейерхольдом, позже преобразованного в Театр ГИТИСа, а в начале 1923 года переименованного в Театр им. Мейерхольда.

25 апреля 1922 года в Театре Актёра состоялась премьера спектакля «Великодушный рогоносец» в постановке В. Э. Мейерхольда. После премьеры М. И. Бабанова «проснулась знаменитой». Театральная критика приветствовала явление «новой актрисы». Парадокс новизны определялся в главных своих чертах: «в полноте внутренней жизни, от века свойственной русским актрисам, выраженной, однако, в точной партитуре движения и звука» (М. Туровская). Через год после своего успеха в роли Стеллы, в 1923 году Мария Бабанова, работая одновременно в ТиМе, дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в «Доходном месте» А. Н. Островского. Этот спектакль был поставлен В. Э. Мейерхольдом. После исполнения Бабановой роли Полины, критики стали писать о ней как о признанном мастере. Таким восторженным признанием, каким пользовалась Бабанова в 20-е годы ХХ века, по свидетельству Б. В. Алперса, пользовался только М. А. Чехов. По мощи своего дарования Бабанова была ведущей актрисой Театра им. Вс. Мейерхольда. Но главной актрисой своего театра Мастер видел только свою жену — Зинаиду Райх. Соперничество с Бабановой на сцене всегда было не в пользу Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Мейерхольда Бабанова покинула его театр. Вынужденный уход от Мастера стал «незаживающей раной» всей артистической жизни выдающейся актрисы. Но несмотря на глубокую обиду, нанесённую ей Мейерхольдом, М. И. Бабанова (единственная великая его ученица, все прочие были ученики) всю свою жизнь хранила высочайший пиетет перед гением своего учителя.

В 1927 году Бабанова окончательно возращается в театр Революции и до конца своих дней она будет «первой актрисой» этого театра. На его сцене Бабанова создала свои выдающиеся роли — Гога («Человек с портфелем»), Анка («Поэма о топоре»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Диана («Собака на сене»), Таня («Таня»), Лариса («Бесприданница»), Мари («Сыновья трёх рек») и др., которые вошли в историю русского театрального искусства ХХ века и в хрестоматию актёрского мастерства. Феномен Бабановой на русской сцене состоял в том, что форма роли всегда была отшлифована до той степени прозрачности, когда сквозь неё был ясно виден весь ход внутренней жизни образа, созданного виртуозным мастерством актрисы. Говоря об этом качестве таланта актрисы, С. М. Эйзенштейн писал, что Бабанова вышивает свои роли «шёлковой ниткой». А В. С. Розов утверждал: «Из всех страстей человеческих, которые присутствуют в роли, она делает рисунок. Единственная из всех актрис, кого я знаю». На сцене своего родного театра М. И. Бабанова появилась в последний раз в 1975 году.

В 1979 году, после долгого перерыва, в преддверии своего 80-летнего юбилея, М. И. Бабанова гастрольно вышла на сцену МХАТа (Новую сцену на Тверском бульваре). Её пригласил Олег Ефремов на роль Жены в спектакль по пьесе Эдварда Олби «Всё кончено». Партнёрами М. И. Бабановой в этом спектакле были «великие старики» второго поколения МХАТ, представители его «старой гвардии»: А. И. Степанова и М. И. Прудкин. Это была последняя роль великой русской актрисы ХХ века.

Скончалась Мария Бабанова 20 марта 1983 года. Узнав о её смерти, Фаина Раневская написала: «Умерла Бабанова — величайшая актриса нашего времени. Всё время с тоской о ней думаю».

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 10.

Владелец страницы: нет
Поделиться