Пейн Джон
Пейн Джон
23.05.1912 — 06.12.1989

Пейн Джон — Биография

Джон Пейн (англ. John Payne) (имя при рождении — Джон Говард Пейн, англ. John Howard Payne) (23 мая 1912 года — 6 декабря 1989 года) — американский актёр кино, театра и телевидения, более всего известный своими ролями в музыкальных фильмах 1940-х годов и в фильмах нуар 1950-х годов.

«Высокого роста (188 см), темноволосый и красивый», Пейн начал сценическую карьеру в 23 года, а год спустя дебютировал на экране. «Надёжный и прочный исполнитель главных ролей, который, возможно, не был самым великим актёром, чтобы волновать и потрясать на экране, он тем не менее доставлял огромное наслаждение своим поклонникам как в музыкальных, так и драматических ролях на протяжении четырех десятилетий». Карьера Джона Пейна прошла «через настолько совершенно разных этапов, при этом каждый последующий этап стремился затмить предыдущий».

Пейн стал звездой благодаря мюзиклам студии «Двадцатый век Фокс», таким как «Тин Пэн элли» (1940), «Серенада Солнечной долины» (1941), «Весна в Скалистых горах» (1942) и «Привет, Фриско, привет» (1943). Самым популярным и самым любимым фильмом самого Пейна стала рождественская сказка «Чудо на 34-й улице» (1947). В 1950-е годы Пейн сыграл одни из лучших ролей в своей карьере в фильмах нуар «Тайны Канзас-сити» (1952), «99 Ривер стрит» (1953) и «Оттенок алого» (1956).

Ранние годы

Джон Пейн родился 23 мая 1912 года в Роаноке, штат Виргиния, вторым из троих сыновей в семье успешного бизнесмена и бывшей оперной певицы. Он был прямым потомком известного композитора Джона Говарда Пейна (1791—1852), написавшего классическую песню времён Гражданской войны «Home, Sweet Home».

Пейн рос в достатке в Роаноке на богатой семейной усадьбе «с лошадиной конюшней и плавательными бассейнами». Обладая природным певческим талантом, Пейн с ранних лет занимался музыкой. В подростковом возрасте родители отправили его на учёбу в частную школу в Пенсильвании, затем он учился в Колледже Роанока.

После биржевого краха 1929 года семья обеднела, а через несколько месяцев умер его отец. Чтобы содержать семью, Пейн пошёл работать медбратом, а также певцом на местной радиостанции. Но уже в 1930 году 18-летний Пейн поступил в Колумбийский университет, где стал изучать драматическое искусство. Он также продолжил занятия вокалом в престижной нью-йоркской Джульярдской школе. Он сам зарабатывал себе на жизнь, работая певцом в эстрадных программах и даже боксером и рестлером.

В 1934 году на Пейна обратила внимание крупнейшая нью-йоркская театральная организация братьев Шуберт, включив его в одну из своих гастролирующих трупп. В 1935 году в возрасте 23 лет Пейн стал играть на бродвейской сцене в музыкальном ревю «Дома за рубежом». После одного из выступлений голливудский кинопродюсер Сэмюэл Голдвин быстро подписал с ним контракт на съёмки в кино, и уже в 1936 году Пейн уехал в Голливуд.

Работа в Голливуде: 1936—1940

Пейн дебютировал на экране с небольшой ролью в психологической драме «Додсворт» (1936) Уильяма Уайлера, сыграв роль зятя главного героя, богатого промышленника, пытающегося разобраться в отношениях со своей женой. Однако после завершения съёмок студия не стала заключать с Пейном новый контракт.

Став свободным агентом, Пейн получил главные роли в музыкальных комедиях «Снимите шляпы» (1936) и «Любовь на тосте» (1937). В последнем фильме он сыграл главную роль в паре со Стеллой Адлер, ставшей впоследствии знаменитым театральным педагогом. Он также пел вместе с Бетти Грейбл на радио.

В 1937 году студия «Парамаунт» дала актёру заметную роль в музыкальной комедии «Школа свинга» (1938) с участием Боба Хоупа. Затем он подписал краткосрочный контракт со студией «Уорнер бразерс», сыграв третью по значимости роль в мюзикле Басби Беркли «Лунный сад» (1938), где исполнил несколько важных песен.

Эта серия фильмов оказалось достаточно удачной, и принесла Пейну контракт со студией «Двадцатый век Фокс».

Карьера на студии «Двадцатый век Фокс»: 1940—1947

После подписания контракта со студией «Двадцатый век Фокс» в 1940 году дела Пейна пошли в гору. «На этом этапе своей карьеры, который можно назвать фазой мужского инженю, Пейн стал классическим типом молодого, чистого и опрятного героя, очень популярного среди кинозрительниц… Потворствуя аудитории, студия часто заставляла его работать в ролях с голым торсом, поскольку у молодых поклонниц он вошёл в число самых популярных красавчиков 1940-х годов»..

Все первые роли Пейна включали вокальные номера. Сначала он удачно сыграл в паре с Элис Фэй в музыкальной мелодраме «Тин Пэн элли» (1940) и в музыкальной комедии «Уик-энд в Гаване» (1941). После этого он исполнил главные роли в паре с популярной звездой фигурного катания Соней Хени в музыкально-романтической комедии «Серенада Солнечной долины» (1941) с музыкой Гленна Миллера и в музыкальной мелодраме «Исландия» (1942).

Игра в слезливой военной мелодраме «Помни тот день» (1941), где он составил романтическую пару с Клодетт Колберт, создала Пейну имя как драматическому актёру, способному на интересные и содержательные роли. В этот же период он сыграл ещё в одной военной мелодраме «К берегам Триполи» (1942), где его молодой герой проходит суровую школу военной подготовки в ВМФ и сражается с сержантом-инструктором (Рандолф Скотт) за сердце военной медсестры (Морин О’Хара). Сыграв вместе с бывшей партнёршей по радио Бетти Грейбл в мюзикле «Весна в Скалистых горах» (1942) и вновь с Элис Фэй в музыкальной комедии «Привет, Фриско, привет» (выпущен в 1943 году), Пейн стал признанной звездой мюзиклов.

В 1942-44 годах во время Второй мировой войны Пейн пошёл в армию и отслужил два года в ВВС. Вернувшись к гражданской жизни, он продолжил исполнять роли молодых людей, но а этот раз не только не в мюзиклах.

Он снова «ухаживал за Бетти Грейбл» в мюзикле «Сёстры Долли» (1945), затем сыграл «некоторые из своих лучших ролей без пения». В слезливой мелодраме «Сентиментальное путешествие» (1946) с Морин О’Хара, он исполнил роль отца приёмной дочери, с которой вынужден искать контакт после смерти её матери. Затем последовала эпическая психологическая драма по роману Сомерсета Моэма «Остриё бритвы» (1946) с Джин Тирни и Тайроном Пауэром, где Пейн был другом главного героя.

Наконец, в 1947 году вышла рождественская сказка «Чудо на 34-й улице» (1947), в которой Пейн «сыграл молодого адвоката-идеалиста, который защищает человека, утверждающего, что он Санта Клаус. Главные роли в фильме сыграли красавица Морин О’Хара, завоевавший Оскар Эдмунд Гвенн и маленькая неверующая Натали Вуд, затмившая своей игрой всех звезд». Этот фильм стал в Америке одним из самых популярных и любимых рождественских фильмов всех времён и фильмом, «по которому Пейна сегодня знает и помнит большинство зрителей».

Начало независимой карьеры: 1948—1949

После ухода со студии «Двадцатый век Фокс» «Пейн изменил свой имидж и свою карьеру почти таким же образом, как десятилетием ранее это сделал Дик Пауэлл. Он перешёл от образа „красавчика“ в легких мюзиклах к ролям крепких, физически сильных героев в фильмах нуар и в жанровом кино — и он добился в этом не меньшего успеха, чем Пауэлл».

В 1948 году Пейн сыграл на студии «Юниверсал» в своём первом фильме нуар «Кража» (1948), где его герой-мошенник влюбляется в обманутую им военную вдову (Джоан Колфилд), в результате чего вынужден вступить в противостояние со своими криминальными боссами. В криминальной драме «Преступный путь» (1949) Пейн сыграл страдающего амнезией героя войны, который, как выясняется, был опасным гангстером, и на него ведут охоту как мафиозные боссы, так и полиция.

Контракт с Пайн-Томас продакшнс: 1949—1957

В 1949 году Пейн подписал выгодный семилетний контракт с независимой продюсерской фирмой «Пайн-Томас продакшнс». При этом Пейн «дальновидно настоял на том, чтобы права на определённые фильмы с его участием через несколько лет переходили к нему, и чтобы фильмы были цветными, понимая, что в таком виде они будут представлять большую ценность для телевидения в будущем. В результате со временем это сделало его очень богатым человеком». Всего за девять лет Пейн сыграл в одиннадцати фильмах компании «Пайн-Томас».

Фильмы Пейна на этой студии были шаблонными и довольно заурядными. В рамках контракта Пейн сыграл, в частности, в вестернах «Эль Пасо» (1949), «Орёл и ястреб» (1950) с Рондой Флеминг, «Проход на Запад» (1951) и «Побеждённый» (1953) с Колин Грэй, а также в приключенческих драмах «Триполи» (1950) с Морин О’Хара, «Против ветров» (1951) с Рондой Флеминг и «Адский остров» (1955) Фила Карлсона, где герой Пейна ведёт охоту за ценным рубином на одном из Карибских островов.

Фильмы нуар середины 1950-х годов

«Актёрские навыки Пейна со временем значительно прогрессировали, и … он смог изящно переключиться на более серьёзные и требовательные роли». В этот период он сыграл «некоторые из своих лучших ролей, в некоторых из самых интересных (и неустаревоающих) фильмов всей его карьеры».

Работая в сотрудничестве с независимым продюсером Эдвардом Смоллом и режиссёром Филом Карлсоном, Пейн сыграл главные роли в двух своих лучших фильмах нуар «Тайны Канзас-сити» (1952) и «99 Ривер стрит» (1953), за которыми последовал еще один очень удачный фильм нуар — «Оттенок алого» (1956) Аллана Двона.

В жёстком криминальном триллере «99 Ривер стрит» (1953) Пейн в роли нью-йоркского таксиста, вступающего в жестокую схватку с убийцами своей жены, «в каждом кадре демонстрирует убедительную игру обозлённого бывшего боксёра, и делает это настолько убедительно, что заставляет всех забыть о мюзиклах 1940-х годов».

В фильме нуар «Тайны Канзас-сити» (1952) группа бандитов осуществляет удачное ограбление в Канзас-сити, после чего скрывается в Мексике. По подозрению в совершении преступления полиция задерживает невиновного курьера (его играет Пейн), который, выйдя на свободу, начинает розыск и преследование бандитов, в итоге расправляется с ними, по ходу влюбляясь в дочь главного преступника (Колин Грэй). «На тот момент, это была одна из самых грубых и жестоких картин, и в этом качестве она стала культовой и признана исторически значимой».

«Яркое полотно в пламенеющих цветах Текниколора, „Оттенок алого“ (1956) Аллана Двона, вероятно, стал главным произведением конца этого этапа его карьеры». Пейн сыграл роль правой руки криминального хозяина города, ведущего борьбу с прогрессивным кандидатом в мэры, однако, влюбившись в его положительную секретаршу (Ронда Флеминг), начинает работать на обе стороны. «Он много работает мускулами, в казалось бы невероятных направлениях, в качестве члена бандитской группировки с непредсказуемо сложными намерениями и планом действий».

Другие киноработы 1950-х годов

Наиболее удачным среди вестернов Пейна стал «Сильвер Лоуд» (1954) с Лизбет Скотт и Дэном Дьюриа, который можно рассматривать как «тонко замаскированную под вестерн аллегорию на маккартизм». К лучшим вестернам Пейна относится также «Компаньон Теннеси» (1955) по Брет Гарту, где он сыграл роль профессионального игрока (его партнёрами по фильму были Рональд Рейган, Ронда Флеминг и Колин Грэй). В вестерне «Бунтарь в городе» (1956) с темами мести, раскаяния и примирения он сыграл ветерана Гражданской войны, у которого бандиты убивают маленького сына.

Памятными фильмами Пейна стали также военная драма «Остановись ночь» (1956), где он в роли жёсткого и опытного командира на Корейской войне вспоминает о событиях Второй мировой войны, и политическая драма «Босс» (1956), где его герой, безжалостный и беспринципный герой Первой мировой войны, поднимается до вершин власти в одном из штатов США. В криминальной драме «Скрытый страх» (1957) Пейн сыграл американского детектива, который в Дании ведёт расследование убийства, раскрывая банду фальшивомонетчиков во главе с нацистским преступником.

Продюсерская работа и другие проекты

Пейн был первым в Голливуде, кто проявил интерес к экранизации романов о Джеймсе Бонде. В 1955 году он выплачивал в течение пяти месяцев 1000-долларовую опцию на право экранизации романа Иэна Флеминга «Лунный гонщик» из серии про Джеймса Бонда (в конце концов, он отказался от опции, когда понял, что не сможет удержать права на всю серию книг об агенте 007).

Во второй половине 1950-х годов Пейн создал собственную продюсерскую компанию. Как продюсер он создал на телевидении успешный вестерн-сериал «Беспокойное оружие» (1957-59), в котором сам сыграл главную роль искусного в стрельбе, умного и общительного ковбоя, блуждающего по просторам Дикого Запада после окончания Гражданской войны (всего вышло 77 серий этого фильма).

Пейн также вернулся к пению, начав выступать с музыкальными программами в концертных залах Лас Вегаса.

В 1961 году в Нью-Йорке Пейна сбил автомобиль, в результате аварии он получил очень тяжелые травмы. Потребовалось более двух лет, чтобы в достаточной степени восстановиться от переломов ноги и ран на лице, и вернуться к актёрской игре. В результате аварии у Пейна остались шрамы на лице, которые заметны на крупных планах, однако он решил их не убирать.

В 1968 году Пейн вернулся к работе в кино, сыграв главную роль в своём последнем кинофильме, триллере об ограблении в Лас Вегасе «Они спасали свои жизни» (1968), где он также впервые попробовал себя в качестве одного из режиссёров. После этого Пейн сыграл разовые роли в телесериалах «Название игры» (1968), «Дымок из ствола» (1970), «Страна Кейда» (1971) и «Коломбо» (1975) с Питером Фальком и Джанет Ли, которые стали последними работами в его актёрской карьере.

В 1974 году Пейн попытался вернуться на сцену в возрождённой постановке бродвейского спектакля «Хорошие новости» с участием Элис Фэй, однако, к сожалению, вынужден был уйти из шоу из-за сильных болей в ноге.

Владелец страницы: нет
Поделиться