Эдди Уэсли

Эдди Уэсли — Биография

Уэсли Эдди (полное имя — Роберт Уэсли Эдди, англ. Robert Wesley Addy) (4 августа, 1913 — 31 декабря, 1996) — американский характерный актёр театра, кино и телевидения, «известный своей умной интеллигентной манерой поведения, а также способностью нести сдержанную, ледяную, утончённую угрозу».

Эдди начал свою плодотворную карьеру как исполнитель ведущих ролей на классической сцене, а в начале 1950-х годов начал сниматься в кино и на телевидении. Известный своими серебряными волосами, Эдди часто играл холодных или пугающих персонажей.

Свои небольшие, но наиболее яркие роли Эдди сыграл в фильмах «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962), «Тора! Тора! Тора!» (1970) и «Телесеть» (1976). Он также известен ролями в популярных фильмах нуар 1950-х годов «Целуй меня насмерть» (1955), «Большой нож» (1955) и «План преступления» (1956).

Ранние годы

Уэсли Эдди родился 4 августа 1913 года в Омахе, штат Небраска. Окончив экономический факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Эдди сменил направление своей карьеры и поступил на стажировку в летний театр, а затем перебрался в Нью-Йорк, чтобы начать профессиональную театральную карьеру.

Карьера на Бродвее: 1935—1950

В 1935 году Эдди дебютировал на Бродвее в спектакле «Паника» по пьесе Арчибальда Маклиша, в котором играл вместе с Орсоном Уэллсом.

Вплоть до 1941 года Эдди играл на Бродвее, исполнив, в частности, серию ролей в шекспировских спектаклях: Марселла и Фортинбраса в постановке Лесли Говарда «Гамлет» (1936), Генри Перси в «Генрихе IV, часть I» (1939), Бенволио в «Ромео и Джульетте» (1940) и Орсино в «Двенадцатой ночи» (1940-41). Его партнёрами в этих постановках были легендарные актёры Орсон Уэллс, Лоренс Оливье и, особенно часто, Морис Эванс.

Вторая мировая война прервала успешное начало бровейской карьеры Эдди, но в 1946 году он вернулся в театр, сыграв вместе с Кэтрин Корнелл в трагедии Софокла «Антигона» и комедии Бернарда Шоу «Кандида». Эдди сыграл ещё несколько сильных ролей на Бродвее, одной из его последних значимых ролей в этот период стала роль Эдгара, сына Глостера в «Короле Лире» (1950-51).

Карьера в Голливуде: 1951—1996

В 1951 году 38-летний Эдди дебютировал в кино в фильме «Первый легион», высококлассной психологической драме Дугласа Сёрка, рассказывающей о борьбе скепсиса и веры в сознании священников иезуитской семинарии. В 1952 году Эдди сыграл эпизодическую роль в тюремной психологической комедии-драме «Мои шестеро заключённых».

В 1953 году Эдди появился в двух телеверсиях шекспировских театральных постановок, сыграв короля Франции в «Короле Лире» с Орсоном Уэллсом в заглавной роли, и Горацио в «Гамлете» с Морисом Эвансом.

В 1955 году Эдди вошёл в неформальную актёрскую команду режиссёра Роберта Олдрича, сыграв значимые роли второго плана в двух его лучших фильмах нуар. В классическом нуаре «Целуй меня насмерть» (1955) по роману Микки Спиллейна он сыграл лейтенанта полиции, который следит и направляет работу Майка Хаммера. В сатирическом нуаре о нравах голливудского кинобизнеса «Большой нож» (1955) по пьесе Клиффорда Одетса Эдди предстал в образе писателя и друга детства главного героя, крупной кинозвезды, который влюбляется в его жену и делает ей предложение.

В добротном нуаровом триллере «План преступления» (1956) Эдди сыграл роль лишённого лицензии врача, который становится главным исполнителем мастерски продуманного плана ограбления поезда. На следующий год Эдди сыграл небольшую роль в нуаре Роберта Олдрича «Швейные джунгли» (1957), посвящённом смертельной борьбе профсоюза швейной промышленности с владельцем компании по производству готовой одежды (Олдрич однако не смог закончить фильм и был уволен за две недели до его завершения. Фильм завершил Винсент Шерман, который и указан в титрах как режиссёр).

В послевоенной драме Роберта Олдрича «Десять секунд до ада» (1959) Эдди сыграл бывшего немецкого офицера, который в группе с другими немецкими военнопленными выполняет смертельно опасную работу по обезвреживанию неразорвавшихся снарядов на территории Берлина.

Далее Олдрич «использовал Эдди в небольших ролях в своей классике Гран-Гиньоля», психологических хоррор-драмах «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962) и «Тише…тише, милая Шарлотта» (1964). В «Что случилось с Бэби Джейн?» у него был «запоминающийся эпизод в самом начале фильма, где он сыграл страдающего от мигрени продюсера».

В 1963 году Эдди появился в небольшой роли в комедийном вестерне Олдрича «Четверо из Техаса» (1963). В 1971 году Эдди в последний раз сыграл у Олдрича в гангстерской драме «Банда Глиссомов» (1971) по роману Джеймса Хэдли Чейза, исполнив роль богатого отца похищенной бандой невесты.

В 1966 году Эдди сыграл эпизодические роли в драме «Мистер Буддвинг» о человеке, потерявшем память, и в фантастическом психологическом криминальном триллере Джона Франкенхаймера «Вторые». Одной из наиболее памятных ролей Эдди была роль капитана второго ранга Элвина Крамера, который безуспешно пытается предупредить американские власти о предстоящем нападении на Пёрл-Харбор в картине Ричарда Флейшера «Тора! Тора! Тора!» (1970).

В 1970-80-е годы Эдди лишь время от времени снимался в кино, сыграв в таких значимых картинах, как «Телесеть» (1976), «Европейцы» (1979) и «Вердикт» (1982).

У режиссёра Сидни Люмета Эдди снялся в двух фильмах, которые были номинированы на Оскар — «Телесеть» (1976) и «Вердикт» (1982). В сатирической драме о медиа-бизнесе «Телесеть» он исполнил роль владельца телекорпорации, а в судебной драме «Вердикт» сыграл врача, который почти что разваливает дело, которое герой Пола Ньюмана ведёт против больницы, обвиняя её во врачебной халатности.

Дважды Эдди сотрудничал с режиссёром Джеймсом Айвори, сыграв заметные роли в его исторических мелодрамах по романам Генри Джеймса — «Европейцы» (1979) и «Бостонцы» (1984).

В 1995 году после долгого перерыва Эдди снялся в романтической комедии «Современный роман». «Его последней киноработой стала роль судьи в криминальной драме „До и после“ (1996) с Мэрил Стрип и Лайамом Нисоном в главных ролях, который вышел за год до его смерти».

Карьера на телевидении: 1960—1980-е годы

«Так и не поднявшись до главных ролей в кино, в 1960-е годы Эдди обратил своё внимание на телевидение, а также возобновил работу в театре». «Надежный и крепкий актёр, Эдди играл на телевидении как учтивых джентльменов, так и злодеев».

В 1958-59-х годах Эдди исполнял роль доктора Кэмпбелла в криминальном телесериале «На пороге ночи», он также сыграл в двух эпизодах сходного по построению телесериала «Перри Мейсон» в 1962 и в 1966 годах. Кроме этого, годах Эдди сыграл в пяти сериях криминальной драмы «ФБР» (1965-69), а также по одном разу — в криминальных телесериалах «Беглец» (1965) и «Айронсайд» (1970). Также Эдди появился в популярных научно-фантастических телесериалах «За гранью возможного» (1965, 1 эпизод) и «Захватчики» (1967, 1 эпизод). В 1970-80-е годы он играл роль Билла Вударда в 27 сериях классической мыльной оперы «Надежда Райана» (1977-78), и Кэбота Олдена в одной из серий мыльной оперы «Любить» (1983).

Владелец страницы: нет
Поделиться