Капырин Георгий Ильич
Капырин Георгий Ильич
29.01.1910 — 07.05.1982

Капырин Георгий Ильич — Биография

Гео́ргий Ильи́ч Капы́рин (29 января 1910 года — 7 мая 1982 года) — советский учёный в области судостроения, доктор технических наук, профессор, директор ЦНИИ-48 Государственного комитета по судостроению СССР. Герой Социалистического Труда (1963), лауреат Ленинской и Сталинской премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970).

Родился в городе Владикавказе.

В 1928 году поступил работать на Мариупольский металлургический завод. В 1936 году, не прерывая работу, окончил Мариупольский металлургический институт (ныне — Приазовский государственный технический университет).

С 1937 года работал в организованной на заводе Центральной броневой лаборатории № 2. В 1940 году лаборатория была преобразована в Мариупольский филиал ЦНИИ-48 (ныне — НИИ «Прометей»).

Сначала работал главным инженером Мариупольского филиала ЦНИИ-48, затем начальником металлургического отдела ЦНИИ-48, главным инженером.

Георгий Ильич был одним из разработчиков брони высокой твердости и технологии её производства для танков Т-34. В годы Великой Отечественной войны руководил организацией броневого и корпусного производств на Сталинградском заводе «Красный Октябрь» и на заводах Урала, активно разрабатывал и внедрял технологические мероприятия по повышению качества брони.

В 1947 году институт был переведен из Народного комиссариата танковой промышленности СССР в Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР. С этого времени важнейшими работами института явились создание корпусных материалов и методов их сварки для военно-морского флота и гражданского судостроения. В 1949 году Капырин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

После окончания войны при участии Георгия Ильича была успешно решена задача по строительству цельносварных крейсеров проекта 68 бис. В это же время при его участии были созданы металлические материалы и технологические процессы сварки для новых кораблей ВМФ СССР и атомного ледокола «Ленин». В 1952-1958 годах созданы материалы (АК-25) для первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». В институте были заложены научные основы для создания нового класса материалов — высокопрочных хорошо свариваемых корпусных сталей.

В феврале 1958 года был назначен директором института и руководил им почти 20 лет. В период его руководства одним из основных направлений деятельности института было создание конструкционных материалов для атомных транспортных и стационарных установок, оценка их работоспособности в составе узлов и конструкций атомных энергетический установок (АЭУ). Ему принадлежит приоритет в определении природы коррозионного растрескивания аустенитных сталей в процессе эксплуатации АЭУ.

Капырин понимающе относился к роли эксперимента в развитии современного материаловедения. Под его руководством созданы уникальные научно-экспериментальные подразделения института, оснащенные современным испытательным оборудованием.

С началом развития атомной энергетики в 1955 году перед институтом была поставлена новая задача: разработка конструкционных материалов для атомных энергетических установок кораблей ВМФ СССР, гражданского флота и АЭС. Большой комплекс исследований обеспечил разработку нового класса радиационно-стойких теплостойких свариваемых сталей для корпусов атомных реакторов. Создана широкая гамма материалов, обеспечивающих длительный срок службы атомных реакторов в условиях высоких давлений, температур и нейтронного излучения. Из материалов и по технологиям, рекомендованным институтом, построены и успешно эксплуатируются практически все промышленные ядерные энергетические установки гражданского и оборонного назначения.

Впервые в мире институт инициировал морское применение титановых сплавов в качестве материалов, обладающих великолепными служебными свойствами — высокой удельной прочностью, коррозионной стойкостью в морской воде и немагнитностью. В 1956 году по приказу министра судостроительной промышленности Бориса Евстафьевича Бутомы в институте на базе исследований, проводимых с 1953 года, сформировано новое научное направление по разработке титановых сплавов, способных работать в морских условиях.

С 1955 года институт разрабатывал высокопрочные свариваемые алюминиевые сплавы морского применения. Коррозионностойкий сплав типа 1561, созданный в 1960-е годы получил широкое распространение в судостроении. Из разработанных институтом морских алюминиевых сплавов построены большие серии судов с динамическими принципами поддержания на воздушных подушках типа «Зубр», морские, речные суда на подводных крыльях.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов институт участвовал в разработке первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей для кораблей ВМФ: П-6 (для подводных лодок) и П-35 (для надводных кораблей). После проведения полной программы летных испытаний комплекс П-6 24 июня 1964 года был принят на вооружение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Капырину Георгию Ильичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1963 году без защиты диссертации ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1966 году присвоено ученое звание профессора.

В 1977 году Георгий Ильич ушёл с поста директора института, но продолжал работать в должности главного консультанта. Жил в Ленинграде.

Умер 7 мая 1982 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться