Кук Элиша

Кук Элиша — Биография

Элиша Кук-младший (имя при рождении — Элиша Вэнслик Кук-младший, англ. Elisha Vanslyck Cook, Jr.) (26 декабря, 1903 − 18 мая, 1995) — американский характерный актёр, «запомнившийся своими многочисленными ролями трусливых злодеев и худосочных невротиков». За очень щуплый вид его прозвали «самым лёгким бандитом на экране».

«Один из самых узнаваемых характерных актёров середины ХХ века, небольшой по размерам Элиша Кук стал одним из „бессмертных“ Голливуда, даже если бы сыграл только две свои роли — в „Мальтийском соколе“ (1941) и в „Шейне“ (1953)». Его «впечатляющая игра в роли пучеглазого Вилмера, психопатического убийцы с детским лицом в „Мальтийском соколе“ (1941) сделала его культовой фигурой для целого поколения кинолюбителей». За этой ролью последовали сходные роли «слабаков и воров-неудачников с садистскими наклонностями в „Глубоком сне“ (1946) и в „Убийстве“ (1956) Стэнли Кубрика на протяжении его более чем 60-летней карьеры». Он был «знойным джазовым барабанщиком» в «Леди-призрак» (1944), томящимся от любви неудачником, принужденным выпить яд в «Глубоком сне» (1946). Он был сатаническим администратором жилого дома в «Ребёнке Розмари» (1968). Он был истерзанным женой служащим спортивного трека в фильме Стэнли Кубрика «Убийство» (1956). И он был поселенцем, который незабываемо упал в грязь, когда его застрелил Джек Пэланс в фильме «Шейн» (1953).

Ранние годы

Элиша Кук-младший родился 26 декабря 1903 года в Сан-Франциско в семье театрального актёра, сценариста и продюсера и актрисы. Вскоре семья переехала в Чикаго, где он посещал Колледж Сэнт-Олбанс и Академию драматического искусства, а в 14 лет дебютировал на сцене, играя в летних театрах, эстрадных представлениях, репертуарных театрах и на Бродвее, где он дебютировал в 1926 году в возрасте 23 лет.

В 1928 году Кук получил высокую оценку критики за роль романтичного юноши в спектакле «Её нерождённый ребёнок», которую он повторил в своём кинодебюте в одноимённом фильме 1930 года. В первой половине 1930-х годов Кук продолжал работать в театре и «окончательно перешёл в кино только в 1936 году».

В 1933 году Юджин О’Нил пригласил его сыграть главную роль молодого человека в своей пьесе «О, пустыня!» (1933), которая с успехом шла на Бродвее в течение двух лет. Всего с 1926 по 1936 год Кук сыграл роли в 14 бродвейских постановках.

Работа в кино

В 1936 году Кук обосновался в Голливуде. В первые десять лет своей голливудской карьеры Кук — «мелкий актёр с детским лицом — играл бесчисленное количество студенческих умников и незадачливых первокурсников (большая роль такого плана у него была в фильме „Кожаный парад“ (1936))».

Хотя он начинал кинокарьеру, часто играя безобидных персонажей «в фильмах про весёлых студентов-бездельников, где ему приходилось сниматься вместе с красавицей Глорией Стюарт и с молодой Джуди Гарлэнд, специалисты по подбору актёров довольно быстро обнаружили его способность изображать глубоких невротиков или бесхребетных двурушников». Его «робкий и томный внешний вид сочетался с неожиданной свирепостью и жестокостью, и он быстро стал основной фигурой в кино, играя как симпатичных, так и порочных персонажей».

В фильме «Они не забудут» (1937) он сыграл студента, подруга которого в исполнении Ланы Тёрнер (её дебютная роль) была загадочным образом убита. Кук «приходит в такую ярость и изливает такой яд, что зрители могли смотреть на него только как на главного подозреваемого в исчезновении Ланы».

В 1940 году Кук сыграл роль человека, ошибочно обвинённого в убийстве, в одном из первых фильмов нуар «Незнакомец на третьем этаже» (1940), что дало толчок очередной фазе в карьере Кука, где он стал играть беспомощных жертв.

Способность актёра «выйти за рамки сложившихся стереотипов была впервые замечена режиссёром Джоном Хьюстоном, который снял Кука в роли Вилмера, вспыльчивого, склонного к убийству „голубка“ Сидни Гринстрита в „Мальтийском соколе“ (1941)»", которого Богарт нелицеприятно приложил словами: «Чем дешевле жулик, тем цветастее жаргон». В сознании зрителей отпечатался образ Кука не столько благодаря его репликам, сколько благодаря его «мучительному взгляду отчаянной ненависти после того, как Богарт его разоружает и унижает перед лицом его босса». Не указанный даже во вступительных титрах «Мальтийского сокола», после выхода картины «Кук неожиданно обнаружил себя весьма востребованным актёром».

«Как будто рождённый играть персонажей фильмов нуар», Кук в дальнейшем сыграл также в таких значимых этого жанра, как «Ночной кошмар» (1941), «Леди-призрак» (1944), «Глубокий сон» (1946), «Рождённый убивать» (1947) и «Убийство» (1956), в которых персонажей Кука расстреливали, душили и отравляли ядом, а иногда «этот маленький как белочка парень сам оказывался убийцей, в частности, в финале „Ночного кошмара“ и в „Алиби Сокола“ (1946)».

Кука также запомнили по сексуально заряженной роли барабанщика в фильме нуар «Леди-призрак» (1944), где он играет на барабанной установке «с нарастающей оргазмической лихорадкой». Он знакомится с Эллой Рейнс, и поражённый её очарованием и красотой, «под одурманивающим воздействием некой субстанции исполняет соло на барабанах с таким крещендо, и играет с таким вдохновением, что наводит на мысль ни о чём ином, как о сексуальном путешествии от прелюдии на тарелках через кульминацию на басовом барабане».

Очередным пиком его карьеры стала сцена гибели в вестерне «Шейне» (1953): «Кук получает смертельную пулю от наёмного убийцы в исполнении Джека Пэланса и стремительно падает, как подстреленный заяц».

На протяжении следующего десятилетия Кук сыграл в таких значимых фильмах ужасов, как «Дом на холме призраков» (1959) Уильяма Касла и в «Ребёнке Розмари» (1968) Романа Полански. Кук снимался в кино вплоть до 1980-х годов, сыграв чудесные запоминающиеся роли в таких фильмах, как полицейская драма «Парни в синей форме» (1973) и драма о жизни бродячего цирка «Кэрни» (1980) в уже весьма солидном возрасте.

Работа на телевидении

С 1950 года по 1988 год Кук также снимался на телевидении, сыграв за это время более чем в 70 телефильмах и сериалах.

Он принимал участие в съёмках отдельных серий таких знаменитых телесериалов, как «Приключения Супермена» (1954), «Альфред Хичкок представляет» (1955), «Перри Мейсон» (2 серии, 1958-64), «Дымок из ствола» (4 серии, 1958-65), «Сыромятная плеть» (3 серии, 1959-64), «Караван повозок» (3 серии, 1960-64), «Ларами» (1961), «Беглец» (1963), «Бонанца» (2 серии, 1966-70), «Человек из АНКЛ» (1966), «Бэтмен» (2 серии, 1967), «Звёздный путь» (1967), «Полицейская история» (1975), «Старски и Хатч» (1975), «Салемские вампиры» (мини-сериал, 1979), «Частный детектив Магнум» (13 серий, 1981-88), «Сумеречная зона» (1986) и многих других.

Поклонники сериала «Частный детектив Магнум» 1980-х годов запомнят многократные появления Кука в роли «ворчливого стареющего гангстера».

Владелец страницы: нет
Поделиться