Уэбб Клифтон
Уэбб Клифтон
19.11.1889 — 13.10.1966

Уэбб Клифтон — Биография

Клифтон Уэбб (англ. Clifton Webb, имя при рождении — Webb Parmelee Hollenbeck) (19 ноября, 1889 — 13 октября, 1966) — американский актёр театра и кино, танцор и певец, более всего известный своими киноролями 1940-х годов.

«Клифтон Уэбб был одной из самых невероятных кинозвёзд, которого только можно себе представить — в эпоху, когда мужчины в главных ролях должны были быть мужественными и отважными, он был жеманным и … привередливым». «Со своими фирменными тонкими усиками и едва скрываемым презрением, Клифтон Уэбб был взрывом асексуальной утончённости в эпоху заряженной тестостероном послевоенной эпохи».

Начав как бальный танцор и театральный актёр, и сыграв несколько ролей в немых и ранних звуковых фильмах, Уэбб поздно вернулся в кино с номинированной на Оскар ролью в фильме нуар Отто Премингера «Лора» (1944). Вслед за ролью элегантного злодея Валдо Лидекера (в «Лоре») последовала столь же успешная роль Эллиотта Темплтона в драме «Остриё бритвы» (1946). После этого, «на протяжении более пятнадцати лет Уэбб оставался одним из главных действующих лиц студии „20 век Фокс“, а его фильмы приносили прибыль столь же гарантировано, как и наступление восхода солнца каждое утро».

В общей сложности Уэбб был дважды номинирован на Оскар как лучший актёр второго плана: в 1945 году — за работу в фильме «Лора» (1944) и 1947 году — за работу в фильме «Остриё бритвы» (1946). В 1949 году он был номинирован на Оскар как лучший актёр в главной роли в фильме «Ловко устроился» (1948). Кроме того, в 1947 году Уэбб завоевал Золотой глобус как лучший актёр второго плана за работу в фильме «Остриё бритвы», а в 1953 году был номинирован на Золотой глобус как лучший актёр в жанре мюзикл и комедия за работу в фильме «Звёзды и полосы навсегда» (1952).

Первые годы жизни

Клифтон Уэбб (его имя при рождении — Уэбб Пармили Холленбек) родился 19 ноября 1889 года в Индианаполисе, штат Индиана, в семье железнодорожных клерков. Через два года после его рождения семья распалась, и Уэбб с матерью Мэйбелл вскоре переехал в Нью-Йорк.

С трёх лет Уэбб начал заниматься танцами. Когда ему было семь лет, он обратил на себя внимание режиссёра одного из детских театров, и «уже в 1900 году дебютировал в престижном Карнеги-холле». За дебютом последовала целая серия подростковых актёрских ролей в детских постановках.

Помимо танцевально-театрального образования, Уэбб стал изучать музыку и живопись. В 13 лет он поступил в Художественную школу Чейза, где занимался у знаменитого художника Джорджа Уэсли Беллоуза.

В 1906 году Уэбб дебютировал на нью-йоркской сцене под именем Мастер Уэбб Раум. В начале своей карьеры он работал под различными именами, и в конце концов сделав своё имя фамилией, а в качестве имени избрав название городка в Нью-Джерси, звучание которого понравилось его маме. В 1908 году он уже работал профессиональным танцором бального клуба в Нью-Йорке, а «в 1911 году дебютировал как оперный певец в „Богеме“, хотя именно как танцор он добился наибольшего признания».

Карьера на Бродвее

К 1913 году Уэбб уже сыграл более чем в 20 опереттах, прежде чем дебютировал на Бродвее в оперетте «Пурпурная дорога», которая выдержала 136 представлений. Вплоть до 1920 года Уэбб принял участие в целой серии популярных бродвейских мюзиклов и ревю. В 1920-е годы Уэбб сыграл как минимум в восьми крупных бродвейских постановках, а также принимал участие в отдельных программах. «Игра Уэбба не осталась незамеченной, и в 1920-30-е годы он считался одним из крупнейших театральных талантов в стране, многогранным артистом, в равной степени способным играть в мюзиклах, комедиях и драмах». Большинство бродвейских постановок Уэбба были мюзиклами, но он также сыграл и в таких постановках, как «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайлда и пьесах своего многолетнего друга Ноэла Кауарда, в частности «Неугомонный дух», которая шла на Бродвее в течение трёх лет и выдержала более 600 постановок. Всего в период с 1913 по 1947 год «высокий и стройный артист, который пел чистым, мягким тенором», сыграл в 23 долгосрочных бродвейских шоу, начав с заметных ролей второго плана и быстро перейдя на главные роли.

Первые шаги в кино

Уэбб дебютировал в кино в роли танцора в «Параде Национального красного креста» (1917). В 1925 году популярная актёрская пара Мери Хэй и Ричард Бартлмесс пригласила Уэбба для съёмок в одной из главных ролей в своём фильме «Новые игрушки». Фильм оказался успешным в финансовом плане. После этого Уэбб сыграл в «Сердце сирены» (1925), но затем не появлялся в художественных фильмах почти 20 лет.

В 1930 году один из его театральных скетчей Уэбба, сыгранный с его партнёром Фредом Алленом, был снят на пленку компанией «Витафон» и выпущен как короткометражный фильм под названием «Безмолвная тревога».

В середине 1930-х годов Уэбба пригласила в Голливуд «компания „Метро-Голдвин-Майер“ для кинопроекта, который однако столкнулся со сценарными проблемами. Он провёл в Голливуде целый год, получая положенную ему по контракту зарплату в 3.500 долларов в неделю и абсолютно ничего не делая, ненавидя каждую минуту своего пребывания там… Он вернулся в Нью-Йорк с намерением больше никогда не тратить столько времени впустую».

Успешная карьера в Голливуде

Уэббу было уже за пятьдесят, когда его кинокарьера по-настоящему только началась. В 1943 году студия «Двадцатый век Фокс» решила поставить фильм нуар по роману Веры Каспари «Лора». Продюсер и режиссёр фильма Отто Премингер был абсолютно убеждён в том, что Уэбб идеально подходит на роль элегантного, но порочного влиятельного радиожурналиста Валдо Лидакера, который был маниакально увлечён героиней Джин Тирни. Но главный продюсер студии Дэррил Ф. Занук «не мог терпеть чудаковатость, изнеженность, манерность и откровенно гейскую сущность Уэбба, и сделал всё возможное, чтобы тот не получил роль. К счастью, мнение Премингера одержало верх, и Уэбб — в том, что обычно признаётся как его истинный кинодебют — стал одним из самых важных звеньев успеха этого чрезвычайно популярного фильма. Это стало началом очень прибыльных двадцатилетних взаимоотношений актёра и студии». Фильм получил Оскар за лучшую операторскую работу, а также ещё четыре номинации на Оскар, среди них — номинация Уэббу как лучшему актёру второго плана.

Начиная с «Лоры», каждый из последующих 15 фильмов с участием Уэбба был успешным, среди них было почти всё — от комедий до самого напряжённого нуара, такого как «Тёмный угол» (1946). Успех «Лоры» подтолкнул «Фокс» поставить Уэбба в фильм Генри Хэтэуэя «Тёмный угол» (1946) на роль богатого владельца арт-галереи, который боготворит свою молодую жену, но относится к ней как к очереденому дорогому экспонату своей коллекции. Персонаж Уэбба своей одержимостью, утончённостью и коварством во многом напоминал Валдо Лидакера из «Лоры», однако «это была чувственно менее глубокая картина, и в ней Уэбб шел более традиционными шагами злодея, убив двух персонажей…, прежде чем быть убитым самому объектом своей любви».

После этого Уэбб сыграл роль классического сноба, завсегдатая светских мероприятий и законодателя мод Эллиотта Темплтона в драме Эдмунда Гулдинга «Остриё бритвы» (1946) по одноимённому роману Сомерсета Моэма, которая принесла ему вторую номинацию на Оскар как лучшему актёру второго плана.

В 1948 году окончательно стал звездой, сыграв мистера Линна Алоизиуса Бельеведера, ехидного и всезнающего няньку в хитовой комедии «Ловко устроился» (1948). «Его педантичный мистер Белведер недалеко ушёл от привередливого, изящного, суетливого и беспокойного типа личности, каким был Уэбб в реальной жизни». Хотя имя Уэбба стояла третьим в списке актёров после Роберта Янга и Морин О’Хара, именно его персонаж завоевал основные симпатии зрителей. Эта работа принесла ему номинацию на Оскар как лучшему актёру в главной роли. «Роль мистера Бельведера была настолько популярной, что угрожала поглотить его целиком. Уэбб решительно отказался участвовать в каком-либо сиквеле без собственного согласия, и было снято всего два из них — „Мистер Бельведер идёт в колледж“ (1949) и „Мистер Бельведер звонит в звонок“ (1951) — но и этого было достаточно для того, чтобы к нему приходили тысячи писем от матерей, которые просили у него совета, как воспитывать своих детей».

Комедия «Оптом дешевле» (1950), была поставлена по автобиографической книге Фрэнка Гилбрета-младшего и Эренстин Гилбрет Кэйри и рассказывает о семейной паре экспертов по эффективности (их сыграли Уэбб и Мирна Лой), которые в 1910-20-х годах воспитывают 12 собственных детей, пытаясь применять к ним разработанные ими научные методы. Успех фильма привёл к продолжению «Оптом дешевле 2» (1952), в котором Уэбб появился только в камео воспоминании, так как фильм повествует о жизни семьи после смерти отца.

Вопреки своему типу Уэбб сыграл роль ангела, который в образе техасского миллионера спускается на землю, чтобы помочь девочке родиться в семье вечно занятых своей театральной жизнью родителей в фантазийной комедии Джорджа Ситона «Ради Бога» (1950). Уэбб вновь предстал в образе мыслящего категориями эффективности промышленного дизайнера и отца в комедии Гении Костера «Тайное бегство» (1951). Его герой пытается во всём управлять жизнью своей дочери (Энн Фрэнсис), что приводит к её бегству после выпускного бала со случайным возлюбленным и погоне за отца за юной парой по стране.

В комедии «Лодка мечты» (1952) Уэбб сыграл респектабельного профессора колледжа Торнтона Сэйра, который в молодости был известен как идол немого кино по прозвищу «Лодка мечты». Став признанным учёным, которому его прошлая слава может разрушить научную карьеру, он хочет прекратить демонстрацию своих старых фильмов по телевидению. Всё заканчивается тем, что Сэйр, который во многом напоминает самого Уэбба, вновь начинает сниматься в кино и приходит на премьеру своего нового фильма «Хорошо устроился» (1948).

Биографический фильм «Звёзды и полосы навсегда» (1952) был посвящён жизни и творчеству популярного композитора и дирижёра оркестра военных маршей конца 19 века Джона Филипа Соузы. Исполнение роли Соузы в этом фильме принесло Уэббу номинацию на Золотой глобус за лучшую главную роль в жанре мюзикл/комедия.

В прото-катастрофе «Титаник» (1953) Жана Негулеско Уэбб сыграл драматическую роль властного мужа, живущего в постоянном конфликте со своей феминистически настроенной женой (Барбара Стэнвик). Однако в кульминационный момент он забывает обо всех семейных противоречиях, «пересаживает женщин и детей с обреченного судна в лодки и трогательно восстанавливает отношения с младшим сыном, который решил умереть вместе с ним».

В значительно более лёгком ключе Уэбб сыграл в комедии «Мистер Скаутмастер» (1953), высокомерного телеведущего, который пытается поднять свои снижающиеся рейтинги в молодёжной среде став лидером группы бойскаутов. В романтической комедии «Три монетки в фонтане» (1954) живущий в Риме немолодой американский писатель в исполнении Уэбба, наконец, находит свою любовь в лице своей многолетней секретарши (Дороти МакГуайр).

Британская военная драма «Человек, которого никогда не было» (1956) Рональда Нима была основана на реальном эпизоде Второй мировой войны — операции британской разведки по дезинформации нацистских войск относительно планов высадки союзнических войск в Сицилии. В этой картине Уэбб сыграл нетипичную для себя роль бородатого капитан-лейтенанта британских ВМС Юэна Мантегю, которому поручена реализация этой секретной операции.

В приключенческой романтической драме «Мальчик на дельфине» (1957) с Аланом Лэддом и Софи Лорен, Уэбб исполнил роль богатого коллекционера, незаконными способами добывающего древнегреческие артефакты.

После этого Уэбб сыграл заглавную роль производителя колбасы из Пенсильвании, который в результате комического поворота событий стал двоежёнцем, в фильме Генри Левина «Великолепный мистер Пеннипеккер» (1959). Фильм привлёк к себе неожиданное общественное внимание после того, как католическая церковь заявила, что подобная тематика не может быть темой комедии. Снова работая с режиссёром Левиным, Уэбб сыграл в комедии «Каникулы для возлюбленных» (1959) бостонского психолога, который вместе с женой и дочерью отправляется в спонтанное путешествие в Бразилию к своей второй дочери-архитектору, у которой, по его мнению, возникли проблемы в личной жизни.

Последний фильм Уэбба «Сатана никогда не спит» (1962) рассказывает о событиях периода Гражданской войны в Китае в 1949 году. В этом фильме Уэбб сыграл сдающего дела пожилого священника в отдалённой католической миссии, который в финале жертвует собой, спасая десятки людей от уничтожения преследующими их частями коммунистической армии Китая.

Владелец страницы: нет
Поделиться