Бродов Василий Васильевич
Бродов Василий Васильевич
28.02.1912 — 04.03.1996

Бродов Василий Васильевич — Биография

Василий Васильевич Бродов (28 февраля 1912, Москва — 4 марта 1996, Москва) — советский и российский учёный-индолог, профессор философии МГУ, участник ВОВ, с 1960-х годов также йогин, учитель, популяризатор и пропагандист йоги в России и СССР, первый председатель Ассоциации йоги СССР.

Василий Васильевич Бродов — уроженец Москвы, в 1938 г. закончил МИФЛИ. Свободомыслие молодого преподавателя философии быстро привело его сначала к участию в неформальных посиделках с другими несогласными, а вскоре — и к посадке в ГУЛАГ, где он и встретил с другими начало ВОВ. Неоднократно подавал лагерному начальству прошения о направлении его на фронт, но получал отказы. Однако после известного предложения К. К. Рокоссовского (которому и самому пришлось ранее оказаться за решёткой и получившего представление о составе заключённых тех лет) о целесообразности привлечения зеков для обороны страны, был направлен на фронт, первоначально в штрафной батальон. Прошёл от Украины до Берлина, был ранен.

После войны закончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Инструментализм Д. Дьюи на службе американской реакции». После был направлен (на деле сослан) в в педагогический институт города Саранск старшим преподавателем кафедры философии. И после этого одарённого, но бывшего «неблагонадёжного» сотрудника неоднократно переводили из одного вуза в другой, пока в 1962 г. ему не удалось стать доцентом кафедры диалектического и исторического материализма естественных факультетов МГУ, на которой он трудился до 1966 г.

Тему его докторской диссертации — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964) подсказал В. Бродову в своё время директор ИФ АН СССР акад. Георгий Александров. Диссертация была высоко оценена не только в СССР, но и за рубежом. Так, немецкий индолог Вальтер Рубин назвал её первым систематическим исследованием по истории индийской философии конца XIX — начала XX вв. Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимает участие в подготовке к изданию «Истории философии» в шести томах, где им написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.

В 1966 году проф. Бродов становится зав. кафедрой философии Всесоюзного заочного инженерно-строительного института, продолжает труды по индийскому направлению.

В те же годы (начало 60-х) в СССР был приглашён для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов видный индийский йог Дхирендра Брахмачари, который читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе, куда удалось попасть и Василию Бродову. Ощутив на себе благотворное влияние йоги (здоровье получившего во время ВОВ ранения В. В. Бродова уже давало о себе знать), Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Издаёт целый ряд статей и книг по этому вопросу.

Первым обнародованным трудом В. В. Бродова о йоге была статья «Учение индийских йогов о здоровье человека в свете современной науки», вошедшая в сборник «Философские вопросы медицины» (1962 г.) Назначением данного сборника было скорее критика подобных занятий, но Бродов рассматривал участие в нём как хоть какую-то возможность рассказать читателям о йоге (до этого в послевоенное время о йоге в СССР не было официально издано ни одной статьи). После этого Бродову удалось напечатать ещё целый ряд статей об индийских йогах в различных изданиях, в том числе в журнале «Наука и религия» (1962, № 4) и в авторитетном в то время «Научно-атеистическом словаре» (М., 1969). Одно из самых известных начинаний проф. Бродова — его участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего прилив интереса и к йоге, и к самой Индии.

Сам проф. Бродов писал по поводу замысла этого фильма так:

"Годы культа личности и застоя в нашей стране были временем резко негативного отношения к йоге. Официально объявлялось, что йога с философской точки зрения — это идеализм, религия, мистика, а на практике — это знахарство, шаманство, акробатика. У нас, создателей фильма, был замысел: во-первых, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у наших учёных, в первую очередь, представителей медико-биологических наук, размышления на тему «твои возможности, человек»; в-третьих, побудить специалистов к извлечению из йоги того рационального зерна, которое могло бы послужить нашим людям дополнительным резервом здоровья.

Однако и в этих вопросах идеология оказалась для чиновников-большевиков более важной, чем все доводы создателей фильма, который был воспринят в Минздраве и Госкомспорте как «пропаганда идеализма и религии», сам фильм был изъят из проката и «положен на полку», а вскоре (с 1974 г.) в стране был объявлен запрет и на йогу в целом. В эти же годы В. Бродов в составе группы учёных и общественных деятелей готовит и подписывает открытое письмо на имя генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и председателя СовМина СССР А. Н. Косыгина с просьбой снять запреты на йогу и, более того, создать научно-исследовательский институт йога-терапии. Видимого отклика данное обращение не возымело.

Однако В. В. Бродов остаётся верным йоге, продолжает в меру сил и возможностей деятельность в этом направлении. Уже после Перестройки, 19 октября 1989 года, он один из участников первой Всесоюзной научно-практической конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», прошедшей в одном из конференц-залов высотки МГУ, на которой В. В. Бродов был избран первым председателем Ассоциации йоги СССР. В. В. Бродов также был избран Президентом Ассоциации философских и медицинских проблем йоги Российского философского ­общества.

Владелец страницы: нет
Поделиться