Ли Ханьсян
Ли Ханьсян
18.04.1926 — 17.12.1996

Ли Ханьсян — Биография

Ричард Ли Ханьсян (кит. трад. 李翰祥, пиньинь: Lǐ Hànxiáng; 18 апреля 1926 года, Цзиньчжоу — 17 декабря 1996 года, Пекин, Китай) — китайский, гонконгский и тайваньский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр, известный рядом работ различных поджанров китайской костюмно-исторической драмы 1960—1980-х годов.

Будущий кинематографист родился 18 апреля 1926 года в Цзиньчжоу провинции Ляонин Китайской Республики. Первая его «встреча с кино» состоялась в 10-летнем возрасте, когда он сыграл одного из детей детектива Чарли Чена в американском фильме «Чарли Чен в цирке» (1936, в титрах не указан).

В юности Ли Ханьсян учился изобразительным искусствам в бэйпинской художественной академии, позже на переводчика в Шанхае.

В 1948 году Ли переехал в Гонконг, где работал с киностудиями в качестве художника-декоратора, помощника режиссёра и актёра «по требованию». Его дебют в качестве самостоятельного режиссёра-постановщика состоялся в 1956 году в фильме «Кровь на снегу» (Blood in Snow или Red Bloom in the Snow; в оригинале «Сюэ Лихун» по имени главной героини) с Ли Лихуа в главной роли, принёся ему первую серьёзную известность среди зрителей и критиков, а также предложение работы от Shaws Company, позднее переименованной в кинокомпанию Shaw Brothers.

Перейдя к Шао, Ли Ханьсян снимает ряд картин в жанре костюмно-исторической драмы, начиная с первого цветного фильма студии «Страна и красавица» (1959) с Линдой Линь Дай, многие из которых были оценены номинациями и призами региональных и международных фестивалей, включая технический гран-при и несколько номинаций в Каннах и номинацию от страны на «Оскар», и прославили студию. Один из нескольких снятых им музыкальных фильмов в стиле китайской оперы хуанмэй «Лян Шаньбо и Чжу Интай» (экранизация одноимённой старинной легенды) поныне считается квинтессенцией жанра и вдохновлял ряд других кинематографистов (включая, например, Энга Ли, создателя «Крадущегося тигра»)

В 1963 году Ли Ханьсян, стремясь в большей свободе творчества, переезжает на Тайвань, где при поддержке Лока Ваньтхоу (главы студии MP&GI) основывает киностудию «голливудского типа» Grand Motion Pictures Co., Ltd, также известную как Guolian Film Company. На собственной студии Ли снимает ряд картин, включая получивший приз Golden Horse за лучшую режиссуру фильм «Си Ши, прекраснейшая». Вклад режиссёра в кинематограф был оценен включением его местным отделением всемирной федерации Junior Chamber International в список года «10 выдающихся молодых людей Китайской Республики». Студия Ли Ханьсяна просуществовала до 1970 года, когда закрылась из-за финансовых проблем, однако осталась заметным этапом в развитии киноискусства республики.

В начале 1970-х годов Ли возвращается к Shaw Brothers, с которыми остается практически до завершения кинематографической работы студии в 1983 году. Большинство его работ в этот период составляют «костюмно-эротические» фильмы в собственном стиле с сеттингом в Китае времён поздней империи Цин или ранней республики «эпохи милитаристов», однако к этому же периоду относятся и несколько фильмов с боевыми искусствами, и новая музыкальная постановка «Сна в Красном Тереме» в 1977 с Бриджит Лин и Сильвией Чан (в стиле хуанмэй, ранее «отставленном» студией Шао в конце 1960-х в пользу уся-фильмов), и комедия о кино «Мерцающие сполохи» (1982; режиссёр использовал родственное название для своей книги того же года), и премированная дилогия о последних правителях Цинского Китая «Вдовствующая императрица» и «Последняя буря» (1975—1976, с Лизой Лу Янь и Айви Лин По в ролях вдовстрвующей имератрицы Цыси и императрицы Цзинфэнь соответственно).

После 1983 года режиссёр возвращается в континентальный Китай, где продолжает и эротическую, и историческую тему, сняв, в частности, ещё четыре фильма о конце империи Цин — «Сожжение императорского дворца» (1983), «Правление за занавесью» (1983), «Последний император» (1986) и ещё одну «Вдовствующую императрицу» (1989, с Гун Ли) — первые из которых стали актёрским дебютом Тони Люн Ка-фая в роли императора Сяньфэна.

Последней работой кинематографиста стала съёмка в 1996 году в Пекине 40 серий телесериальной экранизации на сюжет «Сожжения Дворца Эфан». Ли Ханьсян умер вечером 17 декабря 1996 года от сердечного приступа.

Владелец страницы: нет
Поделиться