Акаев Даша Ибрагимович
Акаев Даша Ибрагимович
05.04.1910 — 26.02.1944

Акаев Даша Ибрагимович — Биография

Ака́ев, Даша́ Ибраги́мович (5 апреля 1910 года, Шалажи, Урус-Мартановский район — 26 февраля 1944 года, Раквере, Эстония) — первый чеченский лётчик, участник Великой Отечественной войны, майор, командир 35 штурмового авиаполка 9 штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

Родился 5 апреля 1910 года в селе Шалажи Урус-Мартановского района в семье ветерана Дикой дивизии Ибрагима Акаева. В начале 1920-х семья переселилась в село Закан-Юрт Ачхой-Мартановского района. Даша упросил отца отпустить его на учёбу в Ермоловскую школу-интернат. После ее окончания Даша Акаев поступил в ФЗУ города Ростова.

Работал слесарем на заводе «Ростсельмаш». В свободное время посещал аэроклуб. В январе 1931 года Даша поступил в Первую объединенную школу пилотов гражданской авиации Бийска. По ее окончании 1933 году стал пилотом Закавказской сельхозавиации.

В 1934 году окончил школу военных летчиков в Одессе и стал летчиком морской авиации в Ейске. Начало Великой Отечественной встретил в составе Амурской Краснознаменной флотилии в звании старшего лейтенанта. Он тут же подал рапорт с просьбой направить на фронт, однако командование вместо этого назначило его заместителем командира эскадрильи. Но, в конце концов, после его многочисленных рапортов, оно уступило настойчивости Акаева.

24 января 1942 года командование части пишет на Акаева аттестацию:

Зам.командира ЗАЭ 117 АП АКФ старший лейтенант Даша Ибрагимович Акаев… Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Умеет воспитывать в личном составе боевой дух. Однако в работе были случаи, когда из-за принципа выполнял не то, что ему прикажут. Имели место проявления недовольства по службе, заявил: «Переведите рядовым летчиком». Авторитетом пользуется, о подчиненных заботлив. В общественно-массовой работе участвует активно.

Летает уверенно днем, ночью и под колпаком, в облаках и за облаками. За 1941 году имеет общий налет 122 часа 55 минут. Из них слепой — 9 часов 35 минут, ночной — 39 часов 47 минут, высотный — 5 часов 50 минут, маршрутный — 20 часов 54 минуты, в облаках — 4 часа 57 минут, в прожекторе — 1 час 50 минут. Летает на самолетах МБР-2, У-2. Способен пренебрегать личными выводами для пользы службы. Волевой, инициативный, смелый, решительный командир…

Выводы: Откомандировать в действующую армию для изучения опыта Отечественной войны.

Командир 117 авиаполка майор Мухин.

Военком 117 авиаполка ст. политрук Салло.

24 января 1942 года.

В конце января 1942 года Акаев прибывает в распоряжение ВВС Краснознаменного Балтийского Флота. Сначала летал на самолетах МБР-2. 15 августа 1942 года за боевые успехи был награжден орденом Красной Звезды.

В конце 1942 года был направлен в авиашколу для переучивания на Ил-2. По окончании школы получил назначение в 35-й штурмовой авиаполк 9 штурмовой авиационной дивизии ВВС КБФ. В сентябре 1943 года ему было присвоено звание майор и он был назначен командиром 35 штурмового авиаполка.

23 февраля 1944 года он узнал о депортации чеченского народа. 26 февраля он и семь его товарищей погибли во время бомбежки аэродрома Раквере. Был представлен к посмертному присвоению звания Героя Советского Союза, но вычеркнут из списков как представитель репрессированного народа.

Владелец страницы: нет
Поделиться