Кузнецов Владимир Александрович
Кузнецов Владимир Александрович
05.09.1874 — 29.10.1960

Кузнецов Владимир Александрович — Биография

Император Николай II. 1914

Кузнецов Владимир Александрович (5 сентября 1874, станция Мшинская, Санкт-Петербургская губерния — 29 октября 1960, Верхняя Салда, Свердловская область) — русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Член АХРР, член Союза художников СССР.

Родился 5 сентября 1874 года на станции Мшинской в то время Варшавской железной дороги, в 109 км от Санкт-Петербурга, где его отец служил помощником начальника станции. Когда мальчику было пять лет, умерла мать, и отца перевели на работу вСанкт-Петербург. Владимира определили в коммерческое училище, но закончить его не удалось из-за смерти отца. Сдал экзамены экстерном при гимназии Императорского человеколюбивого общества. С ранних лет любимым занятием мальчика было рисование, но учиться живописи он начал только в 24 года, посещая с 1898г. вечерние занятия в приготовительном классе школы Общества поощрения художеств. Преподавателями в то время были А.Писемский, А. Афанасьев, Я.Ционглинский, В.Навозов; директором школы был Е.Сабанеев. В 1901 году поступил в Академию художеств, где был первым из 180 человек, поступавших в Академию. Поступив по примеру друзей в мастерскую И.Е.Репина, вскоре разочаровывается его педагогической деятельностью и переходит в мастерскую В.Е.Маковского. На втором году учёбы профессор И.Творожников рекомендовал В.А.Кузнецова художнику К.Зимину в качестве помощника для росписи стен в церкви Нижне-Салдинского завода на Урале, и летом 1902 г. он оказался в Нижней Салде старшим группы художников для росписи церкви Александра Невского. С этих пор профессора Академии стали приглашать В.А.Кузнецова на работу по стенной росписи, в том числе по росписи собора в Софии.

Расписывая церковь в Нижней Салде, В.А.Кузнецов изучил основы монументальной живописи, но его больше привлекали деревянные постройки, предметы народного быта и суровые лица жителей Урала, которыми он заполнил свои альбомы. Он изучал быт старообрядцев, и в 1903 г. женился на дочери главы большой старообрядческой семьи. С этих пор начались частые поездки художника из Петербурга на Урал, где жила его семья - жена и дети: сын Борис (1904г.р.) и дочь Галина (1905г.р.) В 1904г.в одну из поездок на Урал, в Нижне-Салдинском заводе художник пишет небольшую жанровую картину "Дедушка и внучек", которая была продана на выставке в Академии художеств. Это было первое выступление художника с законченной картиной. Оно положило начало его постоянной художественной деятельности как художника.

В 1909 Кузнецов закончил Академию художеств. Ему было присвоено звание художника за картину "Канун" (поминальная молитва старообрядцев) и право пенсионерской поездки за границу в Италию. Картина экспонировалась на международной выставке в Риме в 1911 г.и была отмечена золотой медалью. (Картина хранится в Государственном музее истории религии в Петербурге).

На весенней выставке Академии художеств в 1910 г.была выставлена его картина "Крестный ход" (из жизни старообрядцев-беспоповцев), которая получила вторую премию. Эта картина также получила первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художников. Поэтому Кузнецову предоставили еще одну пенсионерскую поездку в Рим. Он задумал новую картину "Весна", основанную на мифологическом сюжете возвращения Адониса к Венере. Но не закончил ее за один год и получил право на еще одну пенсионерскую поездку. Картина была выставлена на Академической весенней выставке и получила первую премию в 1912 г. и первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств Эта картина вызвала неоднозначную реакцию в мире художников и откровенное неприятие со стороны художников реалистического направления (И.А. Бродский, с.5-6).

Учитель Кузнецова В.Е.Маковский поспособствовал получению почетного заказа - портрета императора Николая II, который был написан в 1914 г. Портрет был выполнен в строгой академической манере.(Картина хранится в Русском музее в Петербурге).

С 1912 г. Кузнецов был членом общества имени Куинджи и в 1915 г. написал картину "Заседание членов общества Куинджи", где он нарисовал членов общества и себя самого. (Картина хранится в Русском музее в Петербурге).

Однако Кузнецов продолжал работать и в своей новой манере и написал осенние пейзажи на Волге, которые были выставлены на Академической выставке 1915 г. и вызвали неодобрительный отзыв И.Е. Репина.

В 1917 г. на выставке Академии художеств была представлена картина "Божьи люди" (из быта старообрядцев), знаменующая возврат художника к прежним темам и на прежние позиции в искусстве. В этом же году картина была представлена на выставке общества имени Куинджи . (Картина хранится в Русском музее в Петербурге).

После Октябрьской революции 1917 г. Кузнецов на несколько лет уехал из Петрограда и работал на Урале, в основном в Нижнем Тагиле , где занимался педагогической и музейной работой. В 1921 г. он возвратился в Петроград и стал преподавать живопись в Художественно-промышленном техникуме (1921-1929).

В 1922 г. он стал членом АХРР (Ассоциации художников революционной России), приняв революцию и укрепившись на позициях реализма. Он участвовал во всех выставках АХРР и писал картины на революционные темы, а также множество портретов простых людей. В 1929 г. он вернулся в общество имени Куинджи и участвовал во всех выставках этого общества в 1930 г. В 1932 г. был основан Союз художников, и с самого начала он стал его членом.

С 1931 г. он начал работать над серией картин под названием "Город трех революций"- "За власть Советов" (1935), "Штаб Октября" (1936), "Взятие Зимнего дворца" (1939). Он написал множество вариантов этих картин, которые хранятся в музеях России. В 1937 г. Правительственная комиссия выбрала картину "Штаб Октября" на всемирную выставку в Париже, где она получила большую золотую медаль. Картина "Взятие Зимнего дворца" экспонировалась на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г.. В советском павильоне для неё было отведено специальное место.

Во время Второй мировой войны 66-летний Кузнецов был в эвакуации в г. Белорецке (Южный Урал). После прорыва блокады Ленинграда в 1944 г. он вернулся в Ленинград. В послевоенные годы он писал в основном портреты известных людей и авторские копии своих известных картин. Лучшей картиной этого периода была картина "Пушкин и няня" (1948), которая была растиражирована на открытках к 150-летию со дня рождения поэта.

В 1952 году в Ленинграде вышла автобиографическая книга В.А.Кузнецова "Путь художника".

В 1953 году за заслуги в области советского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля Владимиру Александровичу Кузнецову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

В 1959 г. душевное и физическое здоровье художника резко пошатнулось, и сын увез его на Урал в Верхнюю Салду, где он скончался 29 октября 1960 г. Похоронен на старом кладбище Верхней Салды.

Работы художника В.А.Кузнецова хранятся не только в музеях России. В Черкасском художественном музее (Украина) есть зал с работами художника: "Весна", "Огни Днепрогэса", "Портрет дочери" и др.

Владелец страницы: нет
Поделиться