Сухомлин Иван Моисеевич
Сухомлин Иван Моисеевич

Сухомлин Иван Моисеевич — Биография

Ива́н Моисе́евич Сухомли́н (19 мая 1911 года — 28 августа 1993 года) — советский военный деятель, лётчик-испытатель, полковник авиации, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР.

Родился 19 мая 1911 года в посёлке Малая Виска, Украина. В 1928 году окончил 7 классов средней школы. С 1926 года — подсобный рабочий на сахарном заводе, затем был ремонтным рабочим на железной дороге и учеником тракториста на сахарном заводе.

В РККА с декабря 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, а в 1931 году — Севастопольскую военную авиационную школу. С 1931 года был лётчиком-инструктор Ейской военной школы лётчиков.

Неоднократно участвовал в планерных состязаниях. В октябре 1934 года на планере «Сталинец-2» установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на двухместном планере — 24 часа и 10 минут. 2-3 октября 1935 года на планере «Сталинец-4» установил ещё один всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере — 38 часов и 10 минут. Эти рекорды превышали ряд мировых достижений, но не были официально зарегистрированы как мировые.

В 1937—1943 годах — на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте морской авиации. Провёл государственные испытания гидросамолётов Че-2, МБР-7, АНТ-44, Бе-4, МДР-7 и других.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сначала был лётчиком 80-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, летал на бомбардировщике АНТ-44. Сбрасывал бомбы на военные объекты в Румынии, совершил рейсы в осаждённый врагом Севастополь для перевозки военных грузов и эвакуации раненых.

В феврале 1943 года стал помощником командира 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Северного флота по лётной подготовке и воздушному бою. Совершил несколько боевых вылетов на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Як-1, неоднократно принимал участие в воздушных боях.

После победы вернулся на лётно-испытательную работу в Научно-испытательный институт морской авиации. 30 мая 1952 года поднял в небо и впоследствии провёл испытания первой реактивной летающей лодки Р-1. Провёл государственные испытания гидросамолётов Бе-6, Бе-6М, торпедоносца Ту-2Т, реактивного торпедоносца Ту-14Т и ряда других самолётов.

С 1954 года — на лётно-испытательной работе в ОКБ Туполева. В январе 1962 года поднял в небо и провёл испытания военного самолёта Ту-126. Испытал бомбардировщик Ту-95, пассажирский самолёт Ту-114 и их модификации. Принимал участие в испытаниях реактивного бомбардировщика Ту-16, реактивного пассажирского самолёта Ту-104, военно-транспортного самолёта Ту-116 и других самолётов.

Установил 42 мировых авиационных рекорда (из них 5 — вторым пилотом). В 1940 году — 6 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте-амфибии АНТ-44, а далее — 36 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-114.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Сухомлину было присвоено звание Героя Советского Союза.

В декабре 1973 года ушёл в отставку в звании полковника. Жил в городе Жуковский (Московская область).

Скончался 28 августа 1993 года. Похоронен в посёлке Родники (Московская область).

Владелец страницы: нет
Поделиться