Джанноне Пьетро

Джанноне Пьетро — Биография

Пьетро Джанноне (итал. Pietro Giannone; 7 мая 1676, Искителла, Неаполитанское королевство — 17 марта 1748, Турин, Сардинское королевство) — юрист, историк, политический мыслитель, философ, один из крупнейших представителей итальянского Просвещения.

Джанноне происходил из известной в Северной Апулии династии юристов (нотариус Иоанн де Ианноне получил в 1404 году феод от неаполитанского короля Владислава), хотя его отец был торговцем специями. После получения домашнего образования в 1694 году Джанноне приехал в Неаполь для обучения в университете, славившемся своей юридической школой. Там он быстро вошёл в круг близких ко двору вице-короля (Неаполитанское королевство официально было до 1714 года доменом испанской короны) юристов во главе с Доменико Аулизио (1649—1717) и Гаэтано Ардженто (итал. Gaetano Argento) (1661—1730). Университетские преподаватели обратили внимание молодого юриста на исторические корни различных правовых систем, одновременно существовавших на территории Неаполитанского королевства. Своеобразие юридической ситуации заключалось в том, что смена целого ряда различных династий и государственных форм на Юге Италии сопровождалось наслоением новых законов и кодексов на ранее существовавшие, без отмены последних. При этом одной из наиболее влиятельных политических сил в Неаполе была католическая Церковь: передача короны норманской, швабской, анжуйской и арагонской династиям оформлялось в форме передачи Церковью от одного своего феудатария к другому. Таким образом, юридически (в первую очередь, с позиций действовавших тогда норм церковного права) верховным сюзереном на территории Южной Италии было папство.

Сравнительное изучение правовых систем навело Джанноне на мысль о превосходстве римского права над всеми последующими системами; первый удар по тому превосходству был нанесён зарождением прообраза системы церковного права (ius ecclesiae) в результате религиозных реформ римского императора Константина.

В 1698 году Джанноне получил университетский диплом по гражданскому и каноническому праву (in utroque iure), что дало ему право заниматься самостоятельной юридической деятельностью. Первые выступления в качестве независимого адвоката относятся к 1701 году. Постепенно за Джанноне закрепляется слава специалиста, которому особенно хорошо удаются дела против финансовых и имущественных злоупотреблений Церкви, в которых он отстаивал интересы простых трудящихся, преимущественно в сельской местности Юга Италии. Одновременно он посещает заседания ряда учёных кружков — «академий», самой известной из которых была Академия Мединачели, основанная при вицекоролевском дворе. Другим важным элементом интеллектуальной жизни Неаполя было оживлённое обсуждение философских учений Гассенди, Декарта и Мальбранша, в которых Джанноне принимал живое участие.

В результате Войны за испанское наследство Юг Италии перешёл к владениям Австрийской короны. Светская власть заметно укрепилась, и юрисдикционалистские конфликты в Неаполе значительно участились, превратившись в конце концов в постоянное противостояние двух систем права — гражданской и церковной. Систематический анализ сложившейся ситуации в её историческом аспекте позволил Джанноне подготовить и издать главный труд своей жизни — «Гражданскую историю Неаполитанского королевства».

Публикация этого сочинения вызвало в целом одобрение светской власти — Джанноне был награждён ценным подарком и не без оснований ожидал назначения на высокую должность Ординарного адвоката города Неаполя. Бурная негативная реакция римской Курии выразилась, в частности, в отлучении от Церкви как издателя, так и владельца типографии, а также в агитации городского плебса против автора на проповедях. В обострившейся обстановке Джанноне был вынужден бежать в Вену, к императорскому двору. Там он ожидал официального назначения из столицы, которое давало бы ему право на юридическую неприкосновенность и личную охрану.

Вместо назначения он получил небольшое денежное содержание, которое обеспечило ему безбедное, хоть и небогатое существование. Джанноне оставался в Вене до 1734 года, где писал сочинения в защиту «Гражданской истории» от выдвинутых Церковью обвинений, а также ряд новых работ, в том числе нового масштабного сочинения — «Триреньо».

В 1734 году Австрия утратила права на Неаполитанское королевство. Впервые в своей истории оно стало независимым, и многие его уроженцы, и Джанноне в том числе, стали уезжать на родину. В случае с Джанноне возникла непредвиденная трудность: власти Венецианской республики, до которой он добрался, не давали ему разрешения на дальнейший проезд. Позднее выяснилось, что дипломатическая интрига была инициирована из Рима. 13 сентября 1735 года Трибунал Инквизиции выдворил Джанноне за пределы Венецианской республики, и он, спасаясь от возможных преследований церковников, бежит через Модену, Милан и Турин в Женеву.

В Женеве он продолжает работу над «Триреньо», принимает участие в подготовке нового, более полного французского перевода «Гражданской истории». Вопреки ожиданиям римской Курии, он не спешит принимать кальвинистскую веру, а напротив, всячески подчёркивает свою принадлежность к католической Церкви. Это обстоятельство делало его особенно опасным для официальной католической идеологии.

Ближайшим государством, входившим в сферу идеологического влияния католической Церкви, было Сардинское королевство, к которому относились и территории нынешних Пьемонта, Лигурии и Савойи. Группа таможенных чиновников Сардинского королевства разработала шпионскую операцию, результатом которой стало выманивание Джанноне в пределы юрисдикции Сардинского королевства и арест. Вскоре после ареста он подписал официальное отречение от высказанных в опубликованных сочинениях взглядов, однако освобождения это не принесло. Сардинский король Карл Эммануил III принял решение не выдавать Джанноне папскому Риму (это практически гарантировало гибель в застенках Инквизиции), а придержать его у себя, используя его свободу в качестве аргумента на грядущих мирных переговорах (завершалась Война за польское наследство). Кроме того, готовился Конкордат между Сардинским королевством и Святым Престолом, а арестованный Джанноне (и его пока не изданные сочинения) позволял оказывать на Рим дополнительное давление. Из туринских тюрем Джанноне уже не вышел вплоть до своей смерти в 1748 году.

Владелец страницы: нет
Поделиться