Юрьев Юрий Михайлович
Юрьев Юрий Михайлович
15.01.1872 — 13.03.1948

Юрьев Юрий Михайлович — Биография

Ю́рий Миха́йлович Ю́рьев (1872 — 1948) — русский и советский актёр, мастер художественного слова (чтец), театральный педагог. Народный артист СССР (1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Юрий Михайлович Юрьев родился 3 (15 января) 1872 года в сельце Поняки (ныне Калязинский район, Тверская область) (по другим источникам — в Москве).

Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева (1821—1888), переводчика и театрального критика. В 1889 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (класс А. И. Южина), затем перешёл на драматические курсы Московского театрального училища (класс А. П. Ленского), что давало ему возможность участвовать в небольших ролях в спектаклях Малого театра: в 1892 году дебютировал в спектакле Малого театра «Северные богатыри» Г. Ибсена (Торольф) и «Граф де Ризоор» Сарду.

В 1893 — 1917 годах Юрьев был одним из ведущих актёров Александринского театра. Заметный период творческой биографии Юрьева в этом театре связан с именем Вс. Э. Мейерхольда. Играл центральные роли в его постановках.

В 1918 году, желая возродить античную трагедию, в которой театральная постановка неразрывно связана со зрителями, Юрьев на собственные средства создал в Петрограде «Театр трагедии». Первым спектаклем нового театра стал «Царь Эдип» Софокла, в главной роли выступил сам Юрьев; вслед за ним был поставлен шекспировский «Макбет». Спектакли игрались на арене цирка Чинизелли; однако «Макбет» оказался последней осуществлённой в «Театре трагедии» постановкой: в том же году Юрьев принял участие в создании другого театра — Большого драматического и стал одним из ведущих его актёров.

Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года спектаклем «Дон Карлос» по трагедии Ф. Шиллера, в котором Юрьев играл маркиза Позу. На этой сцене Юрьев сыграл Макбета, Отелло и короля Лира в трагедиях У. Шекспира, но в 1921 году, в результате конфликта с руководством театра, покинул БДТ.

В 1922—1928 годах возглавлял Александринский театр, который в те годы именовался Государственным театром драмы, одновременно играя по две-три премьеры в год.

В 1929—1932 годах Юрьев был актёром московского Малого театра. В 1933 году ушёл в Театр Мейерхольда. В 1935 году снова вернулся в Ленинград, в ЛАТД имени А. С. Пушкина. В сезоне 1938/1939 годов в связи с 45-летием сценической деятельности Ю. М. Юрьева театр возобновил поставленный ещё в 1917 году В. Э. Мейерхольдом «Маскарад».

В годы Великой Отечественной войны Ю. М. Юрьев подготовил «Вечер классического монолога», состоящий из фрагментов спектаклей «Отелло», «Лес» и «Маскарад», с которым выступал в воинских частях. Летом 1942 года участвовал в шефских концертах для населения. Художественный руководитель театра Л. С. Вивьен писал в отчёте о поездке: «Артисты театра работали без выходных. Утром — репетиции новых постановок, вечером — два-три концерта. Бывали дни, когда старейший мастер нашего театра Ю. М. Юрьев выступал по четыре раза в день» (Л. С. Вивьен. Театр им. Пушкина в Нарыме. «Советская Сибирь», 30 сентября 1942 г.).

Последний раз Ю. М. Юрьев вышел на сцену в роли Отелло 12 января 1945 года.

На театральных подмостках актёр создал много незабываемых образов, по-разному раскрывая их характеры. Он неоднократно выступал в роли Арбенина, постепенно трансформируя этот образ исходя из собственного жизненного опыта.

"Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтич. образ новые и живые психологич. детали, приближал этот образ к требованиям художеств. правды", — пишет Театральная энциклопедия.

«В работе над ролью Несчастливцева, — пишет в своей книге „Актёры моего поколения“ Я. О. Малютин,- как бы сбывалась старая юрьевская мечта: возвышенное и торжественное становилось выражением естественных, чистых и незамысловатых человеческих чувств, как бы еще и еще раз получала свое подтверждение его вера в то, что истинно высокое в человеке заслуживает быть выраженным в столь же возвышенных, способных тревожить, потрясать, воспламенять зрителей словах» (1959, с. 88) (см. там же).

Кроме того, актёр работал на радио, выступал на эстраде как чтец («Эгмонт» И. В. Гёте и др.), снимался в кино (художник Ганс в фильме Якоби «Глаза Баядерки» и Роберт де Роэ в фильме «Душегубец»), оба фильма снимались за границей. В советский период исполнил в кино две роли: профессора Степанова («Строгий юноша» режиссёра А. М. Роома, 1936) и капитана Гранта («Дети капитана Гранта» режиссёра В. П. Вайнштока, 1936).

С 1898 года Юрьев работал как театральный педагог — преподавал на драматических курсах, в Школе русской драмы, в Ленинградском театральном институте. Среди учеников Юрия Михайловича народные артисты СССР А. Ф. Борисов и М. И. Царёв, заслуженный артист России Сергей Александрович Полежаев, народный артист РСФСР Я. О. Малютин, народная артистка РСФСР В. Т. Кибардина, С. В. Григорьева, И. П. Дмитриев.

Скончался 13 марта 1948 года. Похоронен в Ленинграде на (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). В 1961 году было установлено надгробие (скульптор М. К. Аникушин). Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. См. могила и памятник.

Владелец страницы: нет
Поделиться