Сурков Евгений Данилович
Сурков Евгений Данилович

Сурков Евгений Данилович — Биография

Евгений Данилович Сурков (18 октября 1915, Нижний Новгород — 28 июня 1988, Москва) — литературный, театральный и кинокритик, редактор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился в Нижнем Новгороде в семье музыканта Даниила Агаповича Суркова и учительницы немецкого языка Елены Кристофоровны Ирденек, латышки, лютеранки. Печатался с 1930 года. В 1936 году окончил Горьковский педагогический институт.

В 1942—1948 годах был заведующим репертуарным отделом Главного управления театров Комитета по делам искусств. В 1947—1949 годах — сотрудником редакции газеты «Правда». В 1950 году вступил в КПСС, работал заведующим отделом критики журнала «Новый мир», в 1953—1955 годах заместителем главного редактора газеты «Советская культура», затем заведующим литературной частью МХАТ, в 1959—1963 годах — членом редколлегии и редактором отдела искусства «Литературной газеты».

В 1966—1968 годах Евгений Сурков был главным редактором Главной сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР. В 1969—1982 годах — главным редактором журнала «Искусство кино». На вопрос, почему он, талантливый литератор, мучает себя на службе, Сурков однажды ответил: «Боюсь молчащего телефона».

Про его редакционную политику Армен Медведев, работавший заместителем главного редактора журнала, писал:

Есть его собственная версия на сей счет, которую он никогда не формулировал, но выдвигал очень ощутимо, так, чтобы все это поняли и почувствовали, что он, мол, кидает кости, но ради того, чтобы иметь право сказать свое. Вот, предположим, мы сегодня горячо откликаемся на фильм о Брежневе или на книгу Брежнева, а завтра мы поддержим Тарковского.

Андрей Тарковский и Григорий Козинцев — два кинорежиссера, которых Сурков по возможности всегда поддерживал. В журнале были напечатаны новелла «Белый день» (первооснова фильма «Зеркало») и сценарий «Гофманиана» Тарковского. На коллегии Госкино Сурков отстаивал фильм «Сталкер». А его дочь Ольга Суркова, киновед и критик, подготовила вместе с Тарковским книгу, изданную позднее на Западе под названием «Запечатленное время». В «Искусстве кино» публиковался журнальный вариант всех книг Козинцева. Сурков был также редактором книг Анатолия Эфроса «Репетиция — любовь моя» (1975) и «Профессия: режиссер» (1979). Многолетняя тесная дружба связывала его с писателем Леонидом Леоновым, творчеству которого он посвятил несколько статей.

В 1964—1988 годах Сурков преподавал во ВГИКе, вел мастерскую киноведения, воспитав плеяду талантливых учеников. Среди них — Пётр Шепотинник, Сергей Кудрявцев, Олег Ковалов, Сергей Лаврентьев, Аяз Салаев, Вячеслав Шмыров и др.

Написал ряд книг по вопросам литературы, театра и кино, в том числе «К. А. Тренев» (1953), «На драматургические темы» (1962), «Амплитуда спора» (1968), «Проблемы века — проблемы художника» (1973), «В кино и в театре» (1977), «Что нам Гекуба?» (1986). Был составителем сборника «Чехов и театр» (1961), редактором сборника пьес Немировича-Данченко (1962), одним из редакторов собрания сочинений Бертольта Брехта (1965). Под редакцией Суркова вышел также сборник пьес и статей Юрия Олеши (1968).

В 1970 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Евгений Данилович Сурков был одной из самых ярких и противоречивых фигур отечественного киноведения, поставивших свой талант на службу официальной идеологии. «Для того чтобы проникнуть в эту психологию, в эту натуру, запутанную, двусмысленную, софистическую, эксцентричную, часто неадекватную в поведении и проявлениях, чтобы написать портрет Е. Д. Суркова, требуется не мое перо. Здесь читались бы Достоевский, Сологуб, возможно, Оруэлл», — вспоминала критик Нея Зоркая.

В 1982 году дочь Суркова эмигрировала в Голландию. По этой причине его сняли с поста главного редактора, отправив на пенсию. Он посвятил себя своим студентам, а в 1986 году выступил на их стороне за реорганизацию ВГИКа.

28 июня 1988 года Сурков покончил жизнь самоубийством. По завещанию похоронен в Нижнем Новгороде, в могиле отчима Даниила Агаповича. «Ушел человек огромного таланта, огромного трагического масштаба, человек и привлекательный, и страшный одновременно», — писал Армен Медведев.

Владелец страницы: нет
Поделиться