Молчанов Алексей Петрович
Молчанов Алексей Петрович

Молчанов Алексей Петрович — Биография

Молчанов Алексей Петрович (1902—1963, г. Александрия Херсонской губернии) — деятель советского железнодорожного транспорта, организатор эвакуации по железной дороге в годы Великой Отечественной войны. Внёс существенный вклад в достижение перелома в Сталинградском сражении, организовав эффективную доставку техники и вооружения по Волжской рокаде на линию фронта. Кавалер трёх орденов Ленина.

Родился в семье железнодорожника.

Свою работу на железнодорожном транспорте он начал на станции Александрия в должности ремонтного рабочего. В 1920 году учился на курсах дежурных по станции в Екатеринославе, которые окончил в 1922 году.

В декабре 1923 года был принят запасным дежурным по станции Знаменского эксплуатационного района, а через 11 месяцев вступил в ряды Красной Армии. После демобилизации в ноябре 1926 года работал помощником кассира на станции Знаменка, заместителем начальника станции Николаев.

В 1931 году учился на курсах диспетчеров, по окончании которых работал диспетчером.

В 1933 году был назначен заместителем начальника Знаменского отдела движения.

В 1934—1936 гг. учился на Высших курсах командного состава при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.

По окончании курсов был назначен начальником Таганрогского отделения Ворошиловской железной дороги.

В 1938—1939 гг. работал заместителем начальника железной дороги им. Дзержинского в Москве.

В октябре 1939 года А. П. Молчанов возглавил Одесскую железную дорогу.

Под руководством А. П. Молчанова в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, была проведена эвакуация хозяйств железной дороги Одесской магистрали, промышленных предприятий и населения близких к железной дороге районов.

Летом 1942 года был откомандирован в Сталинград на должность уполномоченного Народного комиссариата путей сообщения при штабе Юго-Западного фронта.

В августе 1942 года после ввода в строй новой линии Иловля—Петров Вал (136 км) работники Юго-Восточной железной дороги (начальник дороги А. П. Молчанов) и личный состав органов военных сообщений Сталинградского фронта организовали одностороннее замкнутое движение по маршруту Поворино—Арчеда—Иловля—Петров Вал—Балашов, что позволило значительно ускорить продвижение воинских поездов.

Об огромном значении Волжской рокады для достижения перелома в Сталинградском сражении пишет историк Николай Болотов:

В октябре 1942 года А. П. Молчанов был отозван с фронта и назначен начальником Южно-Уральской железной дороги. Здесь он обобщает и описывает свой опыт организации работы железной дороги в условиях фронта:

В статье начальника железной дороги им. Дзержинского А. П. Молчанова, опубликованной в журнале «Железнодорожный транспорт», отражены факты работы курских железнодорожников весной 1942 г. на станции Мармыжи.

В феврале 1943 года был переведён на должность начальника Московско-Курской железной дороги и в только что освобождённом Курске создаёт новое специализированное учебное заведение:

Становление Курской дорожно-технической школы относится к трудной военной весне, когда по приказу начальника железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского Молчанова А. П. с 3 апреля 1943 года в Курске была организована дорожная техническая школа № 3 для обучения и подготовки кадров массовых профессий железнодорожников.

В марте 1944 года откомандирован на Одесскую железную дорогу, которую возглавлял до мая 1946 года.

В июле 1946 года А. П. Молчанов был назначен членом военного совета Южного фронта и уполномоченным Народного комиссариата путей сообщения на этом же фронте.

В 1946—1951 гг. был начальником Юго-Западной железной дороги в Киеве.

В последние годы А. П. Молчанов жил и работал в Москве.

Владелец страницы: нет
Поделиться