Фёдоров Пётр Алексеевич
Фёдоров Пётр Алексеевич

Фёдоров Пётр Алексеевич — Биография

Пётр Александрович Фёдоров (3 (15) января 1878, Кронштадт— 27 октября 1942, Париж) — инженер-механик флота, генерал-майор Корпуса инженер-механиков флота, участник Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевский кавалер, иконописец.

Пётр Александрович Фёдоров родился 3 (15) января 1878 года в Кронштадте, в семье морского офицера полковника Александра Моисеевича Фёдорова и его жены Александры Александровны Бураковой.

В 1886 году закончил 2-ой Кадетский корпус, где учился вместе со своим другом П. Я. Павлиновым, будущим советским художником.

Инженер-механик флота

В 1896 году поступил в Морское инженерное училище Императора Николая I в Кронштадте. Во время учёбы в училище находился в плаваниях воспитанником на: канонерских лодках «Град» и «Дождь» (13.05-12.08.1897), «Снег» (12.05-12.08.1898), учебном судне «Стрелок» (17.05-15.08.1899), мореходной канонерской лодке «Грозящий» (14.05-13.08.1900).

После окончания училища в 1901 году произведён в младшие инженер-механики и выпущен на крейсер 1 ранга «КнязьПожарский» (в плавании 11.05-22.07.1901).

В 1901—1903 годах служил младшим судовым механиком, заведующим гидравлическими приборами на эскадренном броненосце «Император Николай I», а затем трюмным механиком на мореходной канонерской лодке «Храбрый», на которых участвовал в заграничном плавании.

Участие в Русско-японской войне

С 1903 года служил трюмным механиком на эскадренном броненосце «Цесаревич». Участник русско-японской войны. Благодаря умелым и решительным действиям Фёдоров со своими подчинёнными дважды спасал эскадренный броненосец «Цесаревич» от затопления. Первый раз, в ночь с 26 на 27 января 1904 года, когда стоявший на внешнем рейде корабль был торпедирован японским миноносцем «Акацуки», инженер-механик Фёдоров правильно организовал борьбу за живучесть корабля, благодаря чему «Цесаревич» остался на плаву.

Второй раз Фёдоров проявил героизм при спасении корабля, в ходе попытки прорыва русской эскадры из Порт-Артура для соединения с основными силами флота во Владивостоке. За эти подвиги был награждён Георгиевским крестом IV степени.

В межвоенный период (1905—1914)

В 1905 году из младших инженер-механиков П. А. Фёдоров был переаттестован в поручики Корпуса инженер-механиков флота, а в 1906 году произведён в штабс-капитаны.

В 1908 году Фёдоров был назначен старшим механиком эскадренного броненосца «Цесаревич», который после окончания русско-японской войны перешёл на Балтику и входил в состав «Гардемаринского отряда» флагманским кораблём.

В декабре 1908 года броненосец «Цесаревич» находился в Средиземном море. С 16 по 21 декабря Фёдоров принимал активное участие в спасательной операции, проведённой русскими моряками в разрушенном землетрясением городе Мессина (Сицилия). О событиях в Мессине Н. Ф. Рыбаков, бывший в те дни на «Цесаревиче» корабельным гардемарином, вспоминал:

«Спасательный отряд матросов, над которым меня назначили старшим, высадился на берег в первую смену. Начали разбирать завалы, спасать уцелевших людей. Это была очень опасная работа. Случалось, что остатки домов рушились, засыпая моряков. Так произошло, например, со старшим механиком нашего корабля, георгиевским кавалером, портартурцем, капитаном Петром Александровичем Фёдоровым. Он был заживо погребен, когда полз под едва уцелевшими сводами, самоотверженно спасая несчастных мессинцев. Работавший под его командой спасательный отряд машинистов бросился выручать своего командира. Матросы раскидали придавившие его груды камней и вызволили из беды, после того, как он около часа пробыл под землей»

Рыбаков Н.Ф. В те памятные дни.// Красная звезда. 1968. 28 дек.

Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову:

«…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера в которой находился штабс-капитан Федоров не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих. Рейд г. Виго 11 февраля 1909 г. Командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Любимов».

Сирый С.П. Трагедия итальянского города Мессины и роль флота в оказании помощи пострадавшим.

Из рапорта командира Балтийского отряда контр-адмирала В. Литвинова Начальнику Главного морского штаба:

«…Прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении старшего инженер механика корабля «Цесаревич», штабс-капитана Фёдорова медалью «За спасение погибавших» 4-й степени. Виго 13 февраля 1909 г. Начальник Балтийского отряда контр-адмирал В.Литвинов».

— Трагедия итальянского города Мессины и роль флота в оказании помощи пострадавшим.

В 1909 году П. А. Фёдоров был произведён в капитаны за отличие и награждён российской медалью За спасение погибавших, а в 1911 году — итальянской серебряной медалью «За оказание помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 г. землетрясения в Сицилии и Калабрии».

В 1911 году Фёдоров, как Георгиевский кавалер, был введён в состав Георгиевской думы Императорского Военного ордена святого Георгия Победоносца.

В 1912 году П. А. Фёдоров был произведён в подполковники Корпуса инженер-механиков флота за отличие, 28 марта 1913 года переименован в инженер-механики капитаны 2 ранга.

Участие в Первой мировой войне

С началом Первой мировой войны назначен помощником флагманского инженер-механика штаба командующего флотом Балтийского моря. В 1915 году назначен назначен флагманским инженер-механиком штаба начальника 1-й бригады крейсеров Балтийского моря; 22 марта 1915 года произведён в инженер-механики капитаны I ранга за отличие.

В 1917 году стал флагманским инженер-механиком Минной обороны и произведён инженер-механики генерал-майоры.

Эмиграция

В октябре 1917 года был уволен из рядов флота и направлен на службу на Балтийский судостроительный завод (по механической части). В конце Гражданской войны находился вместе с семьёй в городе Николаеве. Работал начальником судостроительного завода «Ремсуд». Семья Фёдоровых планировала эмигрировать за границу, но случилось непредвиденное. Корабль вышел в море неожиданно для экипажа и членов семей офицеров. В этот момент П. А. Фёдоров был на корабле, а его жена Анна Сергеевна с четырьмя детьми находилась в городе. Больше семья не соединилась.

П. А. Фёдоров эмигрировал во Францию. С 1924 года жил в Париже (район Клиши) в коммуне российских офицеров флота. Был вице-председателем и казначеем Морского собрания в Париже.

Владелец страницы: нет
Поделиться