Панкратьев Алексей Васильевич
Панкратьев Алексей Васильевич

Панкратьев Алексей Васильевич — Биография

Алексей Васильевич Панкратьев — русский военный летчик, кавалер ордена святого Георгия IV степени.

Штабс-капитан, потом полковник. Потомственный дворянин, выпускник Николаевского инженерного училища. В 1910 году окончил Офицерскую Воздухоплавательную школу и в следующем году ее авиационное отделение — Гатчинскую авиашколу. Был одним из лучших инструкторов школы и командиров «Муромцев». Был командиром Воздушного Корабля 1-го и 2-го боевого отряда, затем помощником начальника Эскадры, Кавалер ордена Св. Георгия IV степени. Сотрудничал с Советской властью, воссоздал «красную» Эскадру Воздушных Кораблей, но в 1919 году был снят с командования и отозван в Москву в центральный аппарат Управления Военно-Воздушного Флота. В 1923 году погиб при испытании легкого самолета.

16 июля 1923 г. потерпел аварию принадлежавший СССР самолет «Юнкерс-13». Машину охватил огонь. К месту катастрофы собрались люди. Они стали спасать пассажиров, экипаж. Вырвать из пламени не смогли только летчика. Надломившаяся конструкция самолета прижала ноги и крепко удерживала его на сиденье. Это был известный военлет, начальник оперативного отдела Штаба Республики Алексей Васильевич Панкратьев.

На 35-м году трагически оборвалась жизнь человека, до самозабвения увлеченного летной работой, глубоко преданного идеям развития и прогресса отечественной авиации.

Свой первый самостоятельный полет на аэроплане А. В. Панкратьев совершил весной 1911 г. и с тех пор всецело посвятил себя летному делу. Инструктор по обучению полетам в Гатчинской авиационной школе, командир воздушного корабля «Илья Муромец — II» в годы первой мировой войны, начальник эскадры воздушных кораблей с 1917 года — таков его путь до революции.

Осенью 1911 г. на Гатчинском аэродроме А. В. Панкратьев на самолете «Фарман — IV» впервые в истории испытывал самолетную радиостанцию, Он был первым инструктором выдающегося русского военного летчика Петра Нестерова и по достоинству оценил талант будущего новатора, За успешные боевые разведывательные и бомбардировочные полеты на «Илье Муромце» награжден Георгиевским Крестом.

В дни Великой Октябрьской социалистической революции Панкратьев без колебаний перешел на сторону Советской власти. Свое отношение к социальным переменам в России он четко выразил в приказе № 310 от 5 октября 1917 года по эскадре воздушных кораблей: «Часть, которая в полном сознании важности переживаемого момента спокойно с достоинством восприняла завоевания революции … доказала свою сознательность и подготовленность к новому строю, верным и надежным стражем которого она является в настоящее время и, я глубоко верю, будет и в дальнейшем».

В марте 1918 года по поручению Всероссийской коллегии по управлению Воздушным Флотом Республики Панкратьев сформировал группу, состоявшую из самолетов «Илья Муромец», впоследствии переименованную в дивизион воздушных кораблей РККА. Как начальник учебной частит этой группы, он был единственным инструктором по обучению полетам на «муромцах» и готовил красных командиров воздушных кораблей.

В период гражданской войны, осуществляя ленинскую идею «аэропланы против конницы», красная авиация сыграла большую роль в разгроме белогвардейских корпусов Мамонтова и Шкуро. В состав срочно сформированной авиагруппы особого назначения, кроме нескольких легких авиаотрядов, входил отряд воздушных кораблей «Илья Муромец». Душа полетов на тяжелых машинах — красвоенлет Панкратьев принимал участие в обстреле белогвардейской кавалерии на «муромцах» с малой высоты. Его деятельность во время гражданской войны была отмечена в приказах по Воздушному Флоту Республики.

С окончанием войны Панкратьев разрабатывал вопросы оперативно-тактической подготовки Военно-Воздушных сил. Он был зачинателем создания первых воздушных линий на территории Советской республики. Осенью 1920 года он организовал воздушную линию Сарапул — Екатеринбург (Свердловск), проектировал воздушные линии Москва — Харьков, Москва — Ташкент, Москва — Баку и Петроград — Владивосток. За время своей службы в авиации совершил 15 свободных полетов на шаре, серию подъемов на управляемых аэростатах и налетал 2000 часов на аэропланах.

А. В. Панкратьев разработал план использования «муромцев» для участия в полярной экспедиции по исследованию Ледовитого океана и разведке Северного морского пути. Главное гидрографическое управление и Морская коллегия одобрили эту идею. Однако напряженное положение на фронтах гражданской войны не позволило осуществить этот проект.

Щедро отдавал Алексей Васильевич тепло тепло своей души, умел зажечь веру в успех и широкое будущее авиации у каждого, с кем ему приходилось работать, кого он наставлял и учил. 10 июля 1923 года, за шесть дней до своей гибели, Панкратьев говорил: «Лишь при Советской власти мы, старые летчики, получили полную возможность применения своих сил. И мы ценим свою власть, не остаемся в долгу. Все силы, всю энергию направляем на усиление Красного Воздушного Флота». («Правда», 1923, 19 июля)

Похоронен А. В. Панкратьев на Новодевичьем кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться