Гальперин Владимир Григорьевич
Гальперин Владимир Григорьевич
30.12.1912 — 13.12.1993

Гальперин Владимир Григорьевич — Биография

Владимир Григорьевич Гальперин (12 января 1913, Тверь — 13 декабря 1993, Москва) — ученый в области аэрогазодинамики, к.т. н., лауреат государственных премий (1946, 1948). Разработчик аэродинамических установок ЦАГИ. Участник создания средств спасения и жизнеобеспечения экипажей космических кораблей на НПП «Звезда».

Владимир Григорьевич Гальперин родился 12 января 1913 года в Твери. Отец Григорий Павлович Гальперин (1874—1942) — врач, мать Роза Исидоровна Фондаминская (1874—1954) — из семьи купца 1 гильдии Исидора Фундаминского, сестра революционера и издателя Ильи Фондаминского.

В 1937 году Владимир Гальперин с отличием закончил Мехмат МГУ. Одновременно с учебой работал в ЦАГИ, сначала в Москве, а потом во вновь открывшемся ЦАГИ в поселке Стаханово (с 1947 года Жуковский). Первые работы по аэродинамике опубликованы в середине 30-х годов. В 1937—1943 гг. ведет работы в ЦАГИ по проектированию и вводу в эксплуатацию аэродинамической трубы больших скоростей Т-106. Материалы этих работ послужили основой диссертации, по которой в 1944 году Владимиру Гальперину была присуждена ученая степень кандидата технических наук.

В 1943—1945 гг. в ЦАГИ В. Г. Гальперин, совместно с академиком С. А. Христиановичем, И. П. Горским и А. П. Ковалевым проводили исследования аэродинамики крыльев при больших скоростях полета. В этих работах были установлены основные закономерности, определяющие характеристики крыльев при сверхкритических скоростях. За эти работы в 1946 году им была присуждена Сталинская премия.

В 1945 году Владимир Григорьевич руководил работами, которые привели к созданию аэродинамической трубы, позволившей впервые превысить скорость звука и определить характеристики крыльев при трансзвуковых скоростях. В 1948 году за эту работу В. Г. Гальперину, С. А. Аристархову и Б. В. Белянину была присуждена Сталинская премия.

В 1947 году С. А. Христиановичем, В. Г. Гальпериным, М. Д. Миллионщиковым и Л. А. Симоновым была выпущена монография «Прикладная газовая динамика» в двух книгах .

В 1948—1950 г.г. под руководством В. Г. Гальперина были выполнены аэродинамические проекты трех новых трансзвуковых аэродинамических труб ЦАГИ, построенных в последующие годы.

В 1951 году в результате борьбы с космополитизмом В. Г. Гальперин был уволен из ЦАГИ, а затем из ОКБ-670.

В 1953 году В. Г. Гальперин поступил, в должности ведущего конструктора, на завод «Звезда» и специализировался в области создания средств аварийного спасения летчиков и космонавтов и обеспечения работы космонавтов в космическом пространстве. Являясь с 1955 года руководителем научно-исследовательского отдела, осуществлял техническое руководство и непосредственно выполнил теоретические и экспериментальные исследования и разработки по аэродинамике и динамике семейства катапультных установок, разработанных заводом и применяемых с 1969 года на всех новых отечественных самолетах.

В 1959—1961 г.г. осуществлял техническое руководство расчетами и наземными испытаниями катапультной установки космического корабля «Восток» и участвовал в подготовке полета Ю. А. Гагарина. Руководил наземной отработкой систем имитирующих космический полет для первого выхода в космос космонавта Леонова. Участвовал в проектировании и испытаниях систем, обеспечивающих безопасность приземления космонавтов кораблей «Союз». Выполнял работы по созданию научно-экспериментальной базы завода, в том числе, разработал принципиальную схему аэродинамического комплексного стенда для натурных испытаний средств спасения на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях, определил основные параметры термобарокамер и глубоко-вакуумных камер для технических и физиологических испытаний космических скафандров и их систем. В 1970, 1973, 1974—1975 г.г., одновременно с работой начальника КБ, исполнял обязанности заместителя Главного конструктора завода по научно-исследовательской работе.

Владелец страницы: нет
Поделиться