Отан-Лара Клод

Отан-Лара Клод — Биография

Клóд Отáн-Лорá (Клод Отан, фр. Claude Autant-Lara, 5 августа 1901 Люзарш, Валь-д’Уаз — 5 февраля 2000, Антиб, Приморские Альпы, Франция) — французский режиссёр, позднее депутат Европейского парламента.

Клод Отан-Лара родился в семье архитектора Эдуарда Отáна, близко дружившего с Огюстом Роденом и актрисы театра «Комеди Франсэз» (фр. Comédie Française) Луизы Ларá. Получил образование во Франции в школе декоративных искусств. После начала Первой мировой войны его мать посчитала себя пацифисткой и временно уехала с сыном из Франции в Великобританию, где участвовала в постановках для развлечения английских войск. Клоду учёбу пришлось продолжить Лондоне, в школе Милл Хилл (англ.)русск. В начале своей кинематографической карьеры, будучи 19 лет, он работал как художник по костюмам и декоратор. Одна из самых значимых его работ, на этом поприще, был фильм «Нана», в немом фильме режиссёра Жана Ренуара. Клод Отан-Лара так-же снялся в этом фильме в эпизодической роли. Позже он становится ассистентом режиссёра.

Клод Отан-Лара с самого начала работал с кинематографистами французского Авангарда, такими, как, Марсель Л’Эрбье и Жан Ренуар. Позднее он работал ассистентом у Клера Рене. Естесственно, это не могло не наложить отпечаток на характер молодого кинорежиссёра. Клод Отан-Лара известен тем, что он не работал шаблонно. Его фильмы провокационны. Он проставился известной фразой: «если в фильме нет яда, то он ничего не стоит». Он, ещё в 1928 году, по системе изобретателя Генри Кретьена (англ.)русск. снял один из первых в мире широкоэкранных фильмов по рассказу Джека Лондона «Костер» (фр. Construire un feu).

В 1930-х годах молодой режиссёр оказывается Голливуде, где занимался созданием французских версий фильмов Бастера Китона и Гарольда Ллойда. В 1933 он поставил свой первый игровой фильм — оперетту «Сибулетт» (Луковка).

В звуковом кино дебютировал комедией «Луковка» (1933). В годы 2-й мировой войны 1939≈45 ставил фильмы-экранизации: «Брак Шиффон» (1941), «Любовные письма» (1942) и «Нежная» (1943), отличающиеся поэтической тонкостью передачи психологических переживаний героев, драматизма событий, относящихся к началу века.

Подлинным открытием режиссёра стала снятая в 1942 «Свадьба Шиффон» — остроумная и психологически тонкая картина нравов в провинции в начале века.

В 1946 Отан-Лара оказался в центре скандала, вызванного его экранизацией романа Р. Радиге «Дьявол во плоти» с молодым Жераром Филиппом в главной роли. Антивоенный пафос фильма, антипатия автора к миру старшего поколения и его мифам, отличная игра актеров, позволившая передать все нюансы трагической ситуации главного героя — все это сделало картину событием. Человек левых симпатий, стоявший во главе Союза технических работников французского кино и рьяно отстаивавший независимость национального кинематографа в борьбе с Голливудом, Отан-Лара сталкивался с постоянными цензурными запретами, враждебностью продюсеров и был вынужден снимать коммерческие картины («Займись Амелией», 1949; «Красная таверна»", 1951). Задуманный ещё в 1948 антивоенный фильм «Несогласный» был снят только в 1960 под названием «Не убий» в Югославии, а выпущен во Франции лишь через три года. Тем не менее Отан-Лара, каждый раз бросавший вызов армии, церкви или судебной системе, сумел раскрыть свой талант режиссёра в таких картинах, как «Красное и чёрное» (1954), «Ночная Маргарита» (1955), «Через Париж» (1956). Умение добиваться точного и достоверного исполнения от актеров, редкое в кино владение драматическим цветом, кинематографичность повествования и уникальная культура изображения сделали Отан-Лара одним из лидеров французского кино 50-х годов. В 60-е годы, с приходом режиссёров «Новой волны», он оказался на втором плане, снимая в основном коммерческие фильмы и понемногу утрачивая былой авторитет.

В конце 1980-х годов был избран в Европейский парламент, откуда ушел в отставку со скандалом, из-за своих правых убеждений и резонансных высказываний. Кроме того, члены Французской Академии изящных искусств, в которой он был вице-президентом, проголосовали за его исключение из Академии за его праворадикальные взгляды.

Владелец страницы: нет
Поделиться