Чашник Илья Григорьевич
Чашник Илья Григорьевич

Чашник Илья Григорьевич — Биография

Илья́ Григо́рьевич Ча́шник (13 (26) июня 1902, Люцин, Витебская губерния, Российская империя; ныне город Лудза в Латвии — 4 марта 1929, Ленинград, СССР) — советский художник, дизайнер. Один из двух, с Николаем Суетиным, ближайших учеников Казимира Малевича; последовательный супрематист.

Илья Чашник родился в еврейской семье 13 (26) июня 1902 года в Латгалии — в городе Люцине Витебской губернии Российской империи (ныне город Лудза в Латвии). Там же в Латгалии, в Двинске, год спустя родился американский художник-абстракционист Марк Ротко. Из этой же местности происходил актёр Соломон Михоэлс. В Люцине восемью годами раньше Чашника родился писатель Леонид Добычин.

Илья был младшим среди восьми братьев и сестёр, и после рождения последнего ребёнка семья переехала в губернский Витебск. В одиннадцатилетнем возрасте Илья был определён учеником в оптико-механическую мастерскую, в которой работал ежедневно по 10-11 часов.

С пятнадцати лет, в 1917—1918 годах, Илья Чашник начал по воскресным дням посещать частную Школу рисования и живописи Юделя Пэна, в которой до него учились Эль Лисицкий, Осип Цадкин, Марк Шагал и многие другие, впоследствии выдающиеся художники.

В 1918 году шестнадцатилетний Чашник поехал в Москву и записался в архитектурные мастерские во Вторых Государственных свободных художественных мастерских, где преподавал в том числе Казимир Малевич. Но услышав, что в Витебск приехал Марк Шагал, преобразовавший школу своего учителя Пэна в Народную художественную школу, Чашник вернулся в родной город и начал заниматься у Шагала. Летом 1919 года молодой художник был отмечен премией на первой отчётной выставке школы, а одна его картина была рекомендована в школьный музей.

В 1919 работал в Витебске в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Л. М. Лисицкого. В Витебск приехала погостить к своим родственникам родившаяся в Витебске, но уехавшая из него ещё в детстве художница Полина Хентова. Вместе с Чашником Хентова начала посещать мастерскую Шагала. Вслед за Хентовой в городе появился безответно в неё влюблённый Лазарь Лисицкий, которому Шагал предложил возглавить в училище мастерскую графики, печати и архитектуры. Чашник, уже делавший попытку связать свою судьбу с архитектурой, сразу же перешёл в мастерскую к Лисицкому, но Лисицкого, получившего фундаментальное архитектурное образование в Германии, в это время больше интересовала не архитектура, а современное еврейское искусство.

C 1920 - член "УНОВИС"а.

В 1919–1922 участвовал в оформлении городских празднований годовщин Октябрьской революции, в Витебска и в Смоленске. Преподавал в Высшем художественно-практическом институте (бывшая Народная школа).

В 1921- 1922 участвовал в выставках в Москве.

В 1922 году закончил институт "по основному научному разделу" и уехал в Петроград.

В 1922-1923 начал заниматься дизайном, проблемами рекламы и плаката.

В 1923 г. принимал участие в проходившей в залах Академии Художеств "Выставке картин петроградских художников всех направлений за 5-летний период деятельности 1918-1923".

С 1923 - научный сотрудник ГИНХУКа.Оставался в ГИНХУКе до времени его закрытия.

В 1925 был зачислен в Декоративный институт в должности научного сотрудника,в лаборатории где вместе с ним работали К. С. Малевича, К. И. Рождественский, Н. М. Суетин. Работал в Декоративном институте до декабря 1926 года, когда институт был закрыт.

В ноябре-декабре 1926 участвовал в выставке в Доме Печати "Плакат и реклама после Октября".

В 1923-1926 работал с Комитетом художественной промышленности ГИИИ. Разрабатывал супрематические орнаменты для текстиля и обоев.

В 1927-1928 эскизы Чашника легли в основу проведённых позднее, работ по окраске зданий Ленинграда, спроектированных в архитектурной бригаде (мастерской) А.С. Никольского (1927–1928).

Активно экспериментировал в сфере архитектуры, взяв за основу «архитектоны» К. С. Малевича - гипсовые модели беспредметной архитектуры. Развивал их аскетически-лаконичную, но в то же время комбинаторную пластику в графических эскизах и трехмерных моделях. В 1926 создал свой собственный архитектон, в принципе - не отличный от архитектонов Малевича, в основе являвший собой крест с наложенным поверх него кругом.

Работал в Губполитпросвете, ответственным руководителем мастерской ИЗО.

Умер в Ленинграде 4 марта 1929, в возрасте 26 лет, от перитонита. Его соратниками на его могиле был установлен памятник: белый деревянный куб с чёрным квадратом. .

Творчество

Илья Чашник развивал идеи своего учителя К. С. Малевича, создавая значительные по объёму беспредметной живописи и графики, строгие по «невесомо-космической» компоновке форм, и считая себя полным единомышленником Малевича.

Разделял, наравне с M. Л. Хидекелем и Н. М. Суетиным, принципы супрематической цветописи, в отличие от других учеников и соратников Малевича, чьи интересы сосредотачивались на живописном реализме ( Ермолаева, Юдин, Стерлигов). Согласно методу Малевича, работал по принципу контраста. Ограничивал личную цветовую гамму использованием белого, черного, красного и голубого цветов.

Его работы этого времени: Супрематизм, 1923, Третьяковская галерея; Супрематическая композиция, 1923, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; Композиция, 1925–1926, Музей Людвига, Кёльн.

Исследователи отмечают в творчестве художника "чрезвычайно динамическую концепцию жизни форм.. вобравших в себя смысл самого живописного поля".

Обладая аналитическим складом ума, занимался философией и теорией живописи. Художник определял беспредметную живопись "как высшее состояние сознания", "культуру магнитных сил, динамического возбуждения, ритма". " Супрематизм - мироощущение беспредметных, природных и космических сложений".

Работа на ГФЗ

В течении одного года, с 1923 по 1924, работал (вместе с Н. М. Суетиным) на Государственном фарфоровым заводе, "в качестве художника-композитора по исследованию и выработке художественных образцов композиционных форм".

В период с 1923 по 1924 исполнил несколько проектов росписи чашек и сервизов.

Использовал для росписи композиции собственных живописных и графических работ. Расписывал также фарфор по моделям Малевича (супрематическая роспись на "получашке"). В росписи фарфора художник предпочитал другим чёрный цвет, крупные элементы его супрематических рисунков отличались резкой броскостью, а композиции замыкались широкими чёрными лентами по краям предметов.

Семья

  • Жена — Цецилия Юрьевна Чашник (урождённая Городнева).
    • Сын — Илья Ильич Чашник.
    • Невестка — Нина Николаевна Суетина, архитектор, дочь Николая Суетина.
Владелец страницы: нет
Поделиться