Подгорный Иван Дмитриевич
Подгорный Иван Дмитриевич
29.03.1914 — 11.11.1996

Подгорный Иван Дмитриевич — Биография

Иван Дмитриевич Подгорный (29 марта 1914 — 11 ноября 1996) — советский военачальник, генерал-полковник авиации (1956).

Родился Иван Дмитриевич Подгорный в 1914 году, в Таганроге Области Войска Донского.

Начало службы

В мае 1931 года был призван в РККА, тогда же вступил в ВКП(б), в 1931 году окончил Ленинградскую школу переподготовки командиров запаса, в 1932 году — 11-ю Луганскую военную школу пилотов. Служил в ВВС Кавказской Краснознамённой армии: с октября 1932 года — пилот 2-й истребительной эскадрильи, с января 1934 года — командир звена, вр. и.д. командира авиационного отряда, вр. и.д. командира эскадрильи, лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полета авиации в 119-й авиационной эскадрильи. В 1936 году проходил сборы лётчиков-инструкторов при 1-й военной школе летчиков им. А. Ф. Мясникова (Кача). В апреле 1938 года был назначен лётчиком-инспектором по технике пилотирования и теории полета управления 60-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа (ЗакВО). В мае 1939 года капитан И. Д. Подгорный становится командиром истребительной эскадрильи в составе ВВС 1-й армейской группы, участвовал в боях на Халхин-Голе, где он лично совершил 83 боевых вылета. После окончания боёв, с 1939 года — командир 36-го истребительного авиационного полка 27-й истребительной авиационной дивизии ЗакВО. С октября 1940 года — командир 46-го истребительного авиационного полка (иап) 14-й смешанной авиационной дивизии (сад) Киевского особого военного округа (КОВО). Перед войной заочно поступил в Военную академию командно-штурманского состава ВВС (окончил в 1941 году, уже в ходе войны). На 22 июня 1941 года 46-й иап имел в своем составе 56 самолетов И-153 и И-16 (в том числе 10 неисправных), базировался в Дубно, на аэродроме Млынов.

Великая Отечественная война

Перед началом Великой Отечественной войны майор И. Д. Подгорный уехал в Монино, на сборы слушателей-заочников Военной академии ВВС, в его отсутствие полком временно командовал заместитель — капитан И. И. Гейбо. В ночь на 22 июня 1941 года И. Д. Подгорный позвонил заместителю, и приказал обьявить боевую тревогу. 46-й иап вступил в бой в 4 часа утра 22 июня 1941 года, сбивая немецкие бомбардировщики, нарушавшие границу. В 4.25 утра командир звена полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов таранил немецкий бомбардировщик — это был первый таран в Великой Отечественной войне. И. Д. Подгорный прибыл в полк в 10.00 и сразу же приступил к руководству полком, пытался установить отсутствовашую связь с дивизией. К 14.00 бои разгорелись в воздухе над Дубно, в первый день войны лётчики полка совершили по 7-8 боевых вылетов, ими было сбито 15 самолётов противника, но и сами они понесли потери. Затем 46-й иап в составе 14-й сад ВВС Юго-Западного фронта, участвовал в приграничном сражении на Западной Украине, вылетал на перехват бомбардировщиков и на прикрытие штурмовиков в районе Луцк—Дубно—Ровно.

13 июля 1941 года 46-й иап был отведён на переформирование в Ростов-на-Дону, получил истребители ЛаГГ-3. В августе 1941 года недолго входила в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО, в том же месяце был переведен в состав 8-й смешанной авиационной дивизии (15 августа 1941 года переформирована в 8 истребительную авиационную дивизию) на Ленинградский фронт, участвовал в боях в районе Новгорода, Гатчины и др.

26 сентября 1941 года 46-й иап был подчинён 7-му истребительному авиационному корпусу ПВО, защищавшему небо Ленинграда, базировался на Комендантском аэродроме.

В октябре 1941 года 46-й иап был передан во 2-ю смешанную авиационную дивизию Ленинградского фронта, участвовал в боях под Ленинградом до конца 1941 года, затем выведен в резерв.

После переформирования, в мае 1942 года 46-й иап был включён в состав новой 235-й истребительной авиационной дивизии (иад), 18 мая 1942 года И. Д. Подгорный был назначен её командиром. 235-я иад входила в состав 1-й воздушной армии Западного фронта, 13 июня 1942 года была передана в состав 8-й воздушной армии Сталинградского фронта. 20 сентября 235-я иад была включена в состав 1-го истребительного авиационного корпуса, ещё находившегося на стадии формирования. В состав дивизии входили 3-й гвардейский, 181-й и 239-й авиаполки, на вооружении которых находились истребители Ла-5. 16 октября корпус завершил формирование, и вошёл в состав 3-й воздушной армии Калининского фронта. Корпус, вместе со всем фронтом, готовился к наступлению на великолкуском направлении (Великолукская операция), учёба молодых лётчиков совмещалась с боевыми вылетами.

В ноябре 1942 года 235-я иад была внезапно передана новому 2-му смешанному авиационному корпусу (Сталинградский фронт). В его составе 235-я иад участвовала в Сталинградской битве, летчики дивизии совершили 4787 боевых вылетов и в 958 воздушных боях сбили 184 самолета противника. И. Д. Подгорный лично участвовал в воздушных боях, произвел 97 боевых вылетов. 2 февраля 1943 года дивизии было присвоено почетное наименование Сталинградской.

12 февраля 1943 года И. Д. Подгорный был назначен командиром 4-го истребительного авиационного корпуса (иак) в составе 2-й воздушной армии Воронежского фронта, принимал участие в оборонительном этапе Курской битвы.

18 июля 1943 года 4-й иак был передан в состав 5-й воздушной армии Степного фронта, продолжая участие в Курской битве, с 20 июля части корпуса прикрывали с воздуха наступавшие войска Степного фронта, с 3 августа 4-й иак участвовал в Белгородско-Харьковской операции Курской битвы. Позднее, командуя корпусом И. Д. Подгорный участвовал в битве за Днепр, в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях. 2 июля 1944 года 4-й иак был преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный корпус, участвовал в Ясско-Кишиневской операции, за отличия в которой 15 сентября 1944 года корпусу было присвоено почетное наименование Ясского. После этого 3-й гвардейский истребительный Ясский авиационный корпус участвовал в Дебреценской, Будапештской, Балатонской, Венской, Братиславо-Брновской и Пражской операциях.

Несмотря на командные должности, И. Д. Подгорный лично участвовал в воздушных боях, на 15 сентября 1944 года совершил 127 боевых вылетов, лично сбил 5 самолётов противника.

После войны

В 1948 году И. Д. Подгорный окончил Академию Генштаба, с августа 1948 года — командир 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1949 года — командир 66-й воздушной истребительной армией ПВО, с июля 1949 года — командир 40-й воздушной истребительной армии ПВО, с декабря 1949 года — командир 32-й воздушной истребительной армии ПВО, с октября 1951 года — командир 24-й воздушной армии, с мая 1954 года — командир 52-й воздушной истребительной армии ПВО.

В январе 1958 года назначен помощником по ВУЗам главнокомандующего Войск ПВО страны, одновременно, с июля 1960 года — начальник ВУЗов Войск ПВО страны, с декабря 1960 года — начальник Главного штаба Войск ПВО страны и 1-й заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны, с мая 1963 года — 1-й заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны по вопросам ПВО Стран Варшавского Договора (СВД).

С сентября 1981 года — консультант Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. С ноября 1987 года в запасе.

Депутат Верховного Совета СССР четвертого созыва — с 14 марта 1954 года по 16 марта 1958 года.

Умер 11 ноября 1996 года в Москве.

Владелец страницы: нет
Поделиться