Аронов Александр Борисович
Аронов Александр Борисович
15.06.1921 — 23.11.1970

Аронов Александр Борисович — Биография

Александр Борисович Аронов (15 июня 1921, Москва — 23 ноября 1970, Москва)— режиссёр цирка и театра, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).

Александр Борисович Аронов родился 15 июня 1921 г. в Москве. Отец — Аронов Борис Михайлович, работник парфюмерной промышленности. Мать — Певзнер Зинаида Захаровна, одна из лучших гинекологов-венерологов Москвы того времени. (Была арестована по знаменитому делу врачей-вредителей в начале 50-х годов).

Любовь к театру и цирку зародилась у Александрa Аронова ещё в детстве.

Вместе с отцом он ходил чуть ли не на все представления Московского цирка. Однажды он набрался храбрости, пошёл за кулисы и «заболел» цирком на всю жизнь.

Он играл во всех школьных спектаклях. «Я переиграл в „Женитьбе“ Гоголя всех, кроме Агафьи Тихоновны и Дуняши, — вспоминал он, — даже сваху играл…»

Непосредственно после окончания десятилетки, когда он сидел во дворе своего дома и готовился к экзаменам в ГИТИС, случилось несчастье. Неопытный шофер грузовика дал задний ход, и юноша был буквально расплющен о стену. Целый год он пролежал в параличе. Однако через год, на костылях, забинтованный, будто человек-невидимка, он пришёл поступать на режиссёрский факультет, выдержал экзамен и… не был принят.

Правильно ли поступили экзаменаторы ГИТИСа? Режиссер должен обладать чутким слухом и хорошим зрением, а у юноши одно ухо вышло из строя, правый глаз не видел. Режиссер должен показать актеру пластику, жест, а здесь был полу-парализованный инвалид. Половина лица не двигалась, будто застывшая маска. Но нет правил без исключения, и Александр Аронов доказал это.

В декабре 1940 года должен был состояться вечер, посвященный Дню Конституции. Аронов написал сценарий и с азартом автора и непризнанного режиссера поставил его с энтузиастами — студентами первого курса актерского факультета. Когда декан актерского факультета увидел работу Аронова, то сам предложил ему учиться на режиссёрском факультете.

Так Александр Аронов победил в первом испытании и добился осуществления своей мечты.

Началась учёба. Было не легко. Он усиленно занимался, часами просиживал у зеркала, массируя парализованное лицо.

Учёба была прервана войной. На десятый её день Александр Аронов, несмотря на протесты врачей, ушёл добровольцем в студенческий батальон Красной Пресни, но через несколько месяцев вернулся по приказу о возвращении студентов. Возможно, его служба на фронте была короткой, но впечатляющей.

Юрий Никулин вспоминал:

Мой друг Аронов, когда видел что-нибудь очень плохое — картину, клоунаду, плохого артиста, жуткий номер, — всегда говорил: «Что тебе сказать? Хуже этого только война!»

Судьба забросила Аронова в Омск. Состав Омского театра драмы был переполнен. Тогда Александр Аронов поступает режиссёром и актёром в кукольный театр. Как передать зрительному залу средствами театра кукол мысли и чувства человека, желающего воевать с врагом даже в тылу? Аронов пишет пьесу «В последний час — (окна ТАСС)» и сам её ставит.

Александр Аронов подружился с опытным режиссёром цирка Борисом Шахетом. Шахет учил его цирковой режиссуре, привлекал к постановке массовых городских представлений.

В 1943 году Аронов получил наконец возможность вернуться в ГИТИС. И тут произошло то, чего никто не ждал: из посредственного студента он стал отличником. На полях его письменной работы народный артист республики В. Сахновский, бывший в ту пору художественным руководителем МХАТа, писал: «Великолепно! Уверяю вас, вы будете тонким, вдумчивым, нужным режиссером!» Он аплодировал Аронову на экзаменах.

«Я считаю Аронова очень способным человеком», — говорил другой его преподаватель, народный артист СССР Ю. Завадский.

Аронов не только жадно учился на режиссером факультете у Ю. Завадского, но и работал у него в театре имени Моссовета ассистентом режиссера и играл небольшие роли. Но и этого было мало! Учась на режиссёрском, он параллельно поступил на актёрский факультет к народному артисту СССР В. Станицыну и стал его ассистентом по классу мастерства актера. Аронов был бессменным режиссером «капустников» — пародийных вечеров ГИТИСа и Театра имени Моссовета.

ГИТИС был успешно окончен в 1944 году.

Местом первой работы стал Калининский областной драматический театр.

Мы сразу почувствовали в Аронове хорошие качества, редкие в начинающем режиссёре, — говорил главный режиссер театра народный артист РСФСР Г. Георгиевский. — У него была ясность замысла, умение довести его до актёра, способность к решению пространственных задач и какая-то казавшаяся врождённой профессиональность. А главное — горячий творческий темперамент и настоящая любовь к искусству.

И не только к театральному, но и к цирковому. Аронов параллельно с работой в театре был художественным руководителем Калининского цирка. Его работа в цирке вызывала большой интерес. Красочными были парады-прологи, эпилоги и тематические представления, в которых по-новому раскрывались дарования артистов цирка. Так, например, заслуженный артист РСФСР акробат Владимир Довейко впервые в Калинине начал читать стихи и отлично играть в цирковых спектаклях. И в этом, как он сам говорил, была заслуга его первого режиссера Аронова, до встречи с которым он был просто акробатом-прыгуном.

Александр Аронов часто бывал в Москве, где познакомился с драматической актрисой Московского театра драмы и комедии (впоследствии ставшего театром на Таганке) Ларисой Бухарцевой и женился на ней.

В апреле 1947 года, в Москве, у них родилась дочь Людмила. Жили в коммунальной квартире на углу Цветного и Петровского бульвара, в двух шагах от цирка, с родителями Ларисы. Через три года они развелись…

В 1951 году по приглашению Главного управления цирков Аронов стал штатным режиссером Московского цирка и Центральной студии циркового искусства. Он осуществил ряд интересных постановок: например «Здравствуй, Столица» в 1953 г., ставил программы таким замечательным клоунам как Карандаш, Антонио и Шлискевич, Юрий Никулин, другим замечательным клоунам; совместно с режиссером А. Арнольдом ставил большие цирковые представления, создал клоунскую группу «Семеро весёлых», а с Е. Кузнецовым и Арнольдом — программу «Дружба народов». Любителям эстрады были хорошо известны певица Майя Кристалинская, вокальный квартет «Четыре Ю», артист и режиссер Илья Рутберг, артист кино Савелий Крамаров, певица Ирина Подошьян… Начинали свой творческий путь эти артисты в любительском эстрадном коллективе Центрального Дома Работников Искусств (ЦДРИ) «Первый Шаг», в программе «Молодые москвичи», которую поставил режиссер Аронов в 1955 году.

Александра Аронова пригласили режиссёром в Московский драматический театр имени Станиславского. Он ставил спектакли в театре и одновременно программы в цирке. Но совмещать работу становилось все труднее. Надо было сделать выбор. Аронов выбрал театр и поставил такие спектакли, как «Трус» Александра Крона (1956 г.), «О личном» В. И. Пистоленко (1957 г.), «Раскрытое окно» Э. В. Брагинского (1958 г.), «Здравствуй, Катя!» М. Львовского (совместно с народным артистом СССР М. М. Яншиным, 1959 г.), «Первый день свободы» Леона Кручковского (1960 г.), «Винтовка № 492116» Александра Крона (1960 г.), «Сейлемские ведьмы» Артура Миллера (1962 г.), а спектакль «Жизнь и преступление Антона Шелестова» Г. А. Медынского и В. Н. Токарева (1961 г.), шел с неизменным успехом много лет.

Аронов не только ставил, но и играл: генерала фон Шратта в спектакле «Дни Турбиных», Крюгера в спектакле «Домик у моря» по С. Цвейгу (1956 г.), полицейского и Иисуса Христа в спектакле «Де Преторе Винченцо» по пьесе Эдуардо Де Филиппо (1957 г.), Тюремщика в спектакле «Крошка Доррит» по Диккенсу (1953 г.). Дочь Александра Аронова Людмила рассказывала, что, будучи ребенком пришла однажды в театр за кулисы и спросила у загримированного под тюремщика Аронова «Как найти Александра Борисовича?» Он очень смеялся! Александр Аронов показал себя одаренным характерным актером.

Аронов был не только режиссером, но и педагогом, воспитателем молодых актёров. Совместно с артистом Львом Елагиным он организовал при театре им. Станиславского вечернюю молодежную студию и руководил ею в течение семи лет на добровольных началах. Из этой студии вышло много актеров, впоследствии завоевавших ведущее место в театре и кино. В числе студийцев были: Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Покрасс, Александр Кобозев, Виктория Федорова, Евгений Стеблов , Инна Чурикова, Людмила Гаврилова, Борис Тираспольский, Александр Лахман, Борис Бурляев, Татьяна Ухарова и многие другие. «Мы чувствовали себя на седьмом небе» — так напишет о днях, проведённых в студии, Евгений Стеблов.

Порвал ли Александр Борисович Аронов с цирком, пока десять лет работал в театре? Формально да, но в действительности нет.

Он выезжал в длительные командировки в Польшу для постановки уличных цирковых парадов и цирковых номеров.

Друзья Аронова хорошо знали о его любви к Польше и польской культуре.

Он познакомил Евгения Урбанского со Збигневом Цыбульским… По словам дочери Аронова Людмилы, когда в Польше вышел перевод его книги «Пассажир без билета», он взял её с собой «тратить гонорар в Варшаве» и, вернувшись домой, вручил ей Польско-русский словарь, сказав: «Учи польский язык, он тебе ещё пригодится».

Время от времени Аронов и в Москве ставил различные цирковые представления. Наиболее крупное из них — цирковой спектакль на ВДНХ «Трубка мира» (1961) с участием клоуна Карандаша.

Александр Аронов отлично знал цирк и писал о нем очень достоверно. Никакой приблизительности! Автор старался привить юному читателю любовь к цирку, знакомя читателей с замечательными цирковыми людьми, с цирковыми традициями.

Как писал Сергей Михалков, «В литературу для детей и юношества пришел со своей темой, несущей душевность и доброту, настоящей писатель, книги которого даже взрослые читали с удовольствием». В «Медвежьем цирке» (книга написана совместно с народным артистом РСФСР дрессировщиком Валентином Филатовым, изд.1962 г.) с настоящим драматизмом описывается черновая работа дрессировщика, рассказывается о повадках львов, медведей, слонов, и других четвероногих артистов. В повести «Цирк приехал!» (изд.1963 г.) речь идёт о мальчике, который решил стать артистом и сумел этого достичь, пережив много грустных и веселых приключений. Озорной и добродушный писатель не только веселит и развлекает ребят, но и учит их разбираться в жизни.

В 1965 году Александр Борисович Аронов снова вернулся в цирк режиссером-постановщиком. Этот период его работы запечатлён на пленках Киножурнала «Новости Дня» Союзгосцирка. На ВДНХ он поставил представление «День Цирка» (1967 г.), а в 1968-м в Центральной Студии Циркового Искусства совместно со спортсменом-тяжелоатлетом и артистом Григорием Новаком поставил аттракцион «Атлетическая поэма» (исполнители — Новак с сыновьями).

Одновременно А. Б. Аронов продолжал писать. Его повесть, «Пассажир без билета» (изд. 1967 г.) об артисте цирка Льве Александровиче Осинском, лишившемся руки во время Великой Отечественной войны, и о его возвращении к любимой цирковой профессии, была сначала опубликована в сокращённом варианте в журнале «Юность» и, с продолжением, в нескольких номерах журнала «Советская эстрада и цирк».

Повесть была восторженно принята и читателями, и критикой. А писатель сразу начал работу над следующим произведением — «Браво, Аракс!», — посвященным жизни и творчеству первой женщины-укротительницы львов Ирине Бугримовой.

Последней работой Александра Борисовича Аронова в цирке стало представление «Цирк на Воде» (1970 г.), поставленное им по сценарию, написанному в соавторстве с поэтом Сергеем Михалковым для арены Нового Московского Цирка.

В конце 1970-го года Александр Борисович Аронов ушел из жизни в результате очередного инфаркта. Ему было 49 лет. Урна с прахом А. Б. Аронова захоронена на Даниловском кладбище в Москве. В апреле 1971 года у дочери Аронова, Людмилы и её мужа, режиссёра Москонцерта Александра Лахмана, бывшего ароновского студийца, родился сын, которого в память деда назвали Александром. Последняя книга А. Б. Аронова «Браво, Аракс!» была издана посмертно, а повесть «Пассажир без билета» была переведена и переиздана в Польше (обе изд. 1971). Кстати, как напророчил Александр Аронов своей дочери, польский язык ей действительно пригодился: в 1975 году в Польше была переиздана книга «Браво, Аракс!» . Во время поездки в Польшу по издательским делам отца, она, уже будучи в разводе с первым мужем, познакомилась в цирке с джазовым музыкантом и вышла за него замуж. В Варшаве в 1977 году родилась внучка Аронова, Катажина…

Немецкий перевод книги Аронова и Филатова «Медвежий цирк» пользовался в Германии таким спросом, что книга издавалась трижды, в 1969, 1971 и в 1981 г.

В 1976 году по мотивам повести «Пассажир без билета» был создан телефильм «Эквилибрист».

В 1987 году по повести «Цирк приехал!» был снят одноименный трехсерийный телефильм. (Цирк приехал. 1-серия; Цирк приехал. 2-серия; Цирк приехал. 3-серия;)

Можно рассказать о достижения человека, но сложно передать его характер в биографическом очерке. Его знала и любила вся театральная и цирковая Москва 50-х — 60-х годов. Один пример — уникальная гитара Александра Аронова, на которой оставили автографы и шутливые рисунки свыше 40 близких друзей и коллег — знаменитых артистов и деятелей искусств того времени.

Режиссёр Андрей Кончаловский, давая интервью в Нью-Йорке в 2011 году, очень тепло вспоминал об Аронове: «Ого, Саша Аронов!.. Я обожал его. Обожал Сашу. Он был такой наш друг!.. Такой друг замечательный!.. Саше я многим обязан. Я многому у Саши научился… Но это не для интервью, не для печати. Кто-то хорошо сказал, что надо прожить так, чтобы было много что вспомнить, но неудобно говорить».

Владелец страницы: нет
Поделиться