Турчанинов Пётр Андреевич
Турчанинов Пётр Андреевич
25.06.1932 — 17.10.2009

Турчанинов Пётр Андреевич — Биография

Пётр Андреевич Турчанинов (25 июня 1932, Иркутск — 17 октября 2009, Иркутск) — русский живописец, график.

Пётр Андреевич Турчанинов родился (25 июня 1932 года в семье рабочего Андрея Ивановича Турчанинова ( 1900 года рождения ) и Таисии Михайловны Турчаноновой ( 1898 года рождения ), работавшей в Иркутском филиале гипросельэлектро. У него были старшие сестра и брат. Антонина Андреевна Сычева ( 1927 года рождения ) — врач. Вениамин Андреевич Турчанинов ( 1930 года рождения ) — инженер-геолог. В Иркутске семья Турчаниновых жила на ул. Александра Невского в доме № 43 А.

В 1950 году Турчанинов поступает в Иркутское художественное училище имени И. Л. Копылова. Но после 2-х лет учёбы был призван в армию, и с 1952 по 1956 служил на Тихоокеанском флоте. В 1957 году после демобилизации он восстановился на третий курс.

Во время его учёбы в училище были созданы такие картины, как «Старушка» ( III курс ) и «Сибиряк» ( IV-V курс ). А его дипломной работой стала картина «Вечер на Байкале».

После училища он поступает в Суриковский институт. В его личной карточке записано: 1 сентября 1959 года зачислен на факультет живописи; 17 февраля 1960 года переводиться на факультет графики; 11 мая 1960 года по семейным обстоятельствам оставляет учёбу и возвращается в Иркутск.

Участь в институте Турчанинов много времени проводит в музеях и выставочных залах. Сохранившиеся дневниковые записи тех лет свидетельствуют о внимательном изучении старых мастеров, пристальном анализе их творческого метода, поиске новых технологий и материалов.

По возвращению в Иркутск Турчанинов устраивается работать в мастерские Художественного фонда. Работа в фонде для него оборачивается бесчисленными заказами по изготовлению наглядной агитации и пропаганды, по оформлению города к политическим праздникам и демонстрациям. В лучшем случае заказы на живописные портреты лидеров политбюро для учреждений или тиражируемые копии батальных композиций. Фондом руководили директор и художественный совет. Последний формировал творческие программы и осуществлял отбор произведений на выставку. Цензура художественных советов, тормозила внедрение экспериментальных идей художника, а выставочные комитеты, критикуя его так называемые «формалистические» поиски, не пропускали работы Турчанинова на значительные художественные выставки.

В этот периода художник снимает маленькую мастерскую на чердаке Иерусалимской церкви вместе с Земляницыным, Кузьминым и Костовским. В дальнейшем он работает над такими картинами как «Переселенцы в Сибири», «Лесоповал» («Обед»). Пишет портреты и большое количество пейзажей Иркутска и его окрестностей.

Турчанинов работал в разных жанрах и с разными материалами. В традиционных стилях и воплощал собственные новаторские идеи. Е. В. Ушаков (член союза художников России), работавший с Турчаниновым, рассказывает, как Турчанонов работал:

…Помню предметом нашего обсуждения стал творческий метод русских импрессионистов. Этот метод заключался в том, что основная работа в цвете должна проводиться не на холсте, а на палитре. В начале определялись примерно три цветовых отношения изображаемого мотива. Потом в каждое общее большое цветовое пятно должны были вноситься другие цвета, желательно контрастные, но сгармонированные по тону. Для Петра тон имел особое значение. Так же как и наложение краски корпусно, плотно, без разбелов, когда цвет одной тональности, на палитре соседствующий с другим цветом той же тональности, переноситься на холст по форме предмета. Для каждого цвета предназначалась своя кисть. Часто Турчанинов в своих картинах использовал особый грунт, применяя плотную подкладку толстым слоем белил, по которой после высыхания цвет наносился уже без белил, что позволяло создать эффект прозрачности, как в акварели..

Ушакова с Турчаниновым сблизила совместная работа по производственным заказам в 1963-1964 годах. Турчанинов жил тогда в старом доме, запланированном под снос, на ул. Александра Невского. Их обоих объединяло отсутствие жилья и мастерских. И они вместе решили их построить. Нашли подходящее место. Турчанинов начертил план будущего дома, а Ушаков, будучи знакомым с архитектором города В. П. Шматковым, утвердил план в горсовете. Материал для строительства они брали, разбирая дома предназначенные под снос. К моменту заложения фундамента дома, Ушакова назначили главным художником Сталинского района (впоследствии Октябрьский), он получил квартиру, женился и их связь прервалась.

Ушаков так рассказывает о тех временах и Турчанинове:

…В то время обстановка в Иркутском союзе художников была нездоровая. Каждый из функцонеров Союза думал, прежде всего, только о себе, как бы не появился конкурент, который мог бы затмить славу «власть предержащих» в искусстве. И Петр Турчанинов яркий тому пример. Ему уже в Москве в Суриковском институте после первого курса сказали: «Вам тут делать нечего, Вы—мастер». В Иркутске же оказалось, что мастер не имел ни квартиры, ни мастерской, ни творческих заказов, он даже не был членом Союза художников. Возможно, что это было еще и от того, что Петр был очень скромным, замкнутым человеком, он считал, что чем человек талантливее, тем он должен быть скромнее. А таких властям удобно не замечать. Турчанинову не простили его талант. И это было преступлением по отношению к русской культуре, к русскому народу..

Поздние работы Турчанинов отказывается выставлять на суд зрителей, а последние десятилетия своей жизни художник вообще отходит от творческой среды..

Владелец страницы: нет
Поделиться