Бланшар Жан-Пьер Франсуа
Бланшар Жан-Пьер Франсуа
04.07.1753 — 07.03.1809

Бланшар Жан-Пьер Франсуа — Биография

Жан-Пьер Франсуа Бланшар (фр. Jean Pierre François Blanchard; 4 июля 1753 — 7 марта 1809) — французский изобретатель, наиболее известен как пионер авиации и воздухоплавания.

Жан-Пьер Франсуа Бланшар совершил свой первый успешный полёт на воздушном шаре 2 марта 1784 года в Париже, на заполненном водородом воздушном шаре на Марсовом поле.

Первый успешный пилотируемый полёт воздушного шара произошёл несколькими месяцами ранее, 21 ноября 1783 года, когда Пилатр де Розье и маркиз де Арланд поднялись в воздух в Версальском дворце на привязанном воздушном шаре с оболочкой, наполненной горячим воздухом построенном братьями Монгольфье.

На шаре Бланшара были парус и два весла — ими по аналогии с кораблями Бланшар планировал управлять аппаратом. Полет едва не был сорван — перед отправлением, один из зрителей, Дюпон де Шамбон прыгнул в гондолу и, выхватив свою шпагу, заявил о своём желании подняться на шаре в обществе Бланшара. Чтобы его отогнать от шара, понадобилось применить силу. Бланшар пытался направить шар на северо-восток к Ля Вилетт, но воздушный шар был отнесён ветром через Сену к Бийанкуру а затем вернулся назад, приземлившись на Рю де Севре. Бланшар сделал латинское выражение «Sic itur ad astra» своим девизом.

Ранние полёты воздушных шаров оказали огромное влияние на моду того периода, формы и изображения в стиле au ballon широко использовались, от керамики до головных уборов. Для одежды au ballon были характерны огромные рукава и округлённые юбки, а также изображения воздушных шаров. В моде были причёски à la montgolfier, au globe volant, au demi-ballon, или à la Blanchard.

Бланшар в августе 1784 года переехал в Лондон, где он совершил полёт вместе с Джоном Шелдоном 16 октября 1784 года, спустя всего несколько недель после первого полёта в Великобритании (и первого вне Франции), когда итальянец Винченцо Лунарди летел от Мурфилдса в Вар 15 сентября 1784 года. Механизмы управления воздушным шаром Бланшара — машущие крылья и ветряк — снова оказались неэффективными, но воздушный шар пролетел около 115 км от военной академии в Челси, приземлившись в Санбури, а затем поднявшись снова закончив полёт в Ромси.

Бланшар совершил второй полёт 30 ноября 1784 года вместе с американцем доктором Джоном Джеффрисом, от Редариум-гарден к западу от Гросвенор-сквера в Лондоне до Ингресса в Кенте.

Третий полёт, также совершённый с Джеффрисом, стал первым полётом через Ла-Манш; он продолжался 2½ часа, перелёт из Англии во Францию 7 января 1785 года проходил от Дуврского замка до Гина.

Бланшару был предоставлен крупный пансион от Людовика XVI. Пилатр де Розье совершил попытку пересечь Ла-Манш в противоположном направлении, однако полёт пришлось перенести из-за плохой погоды; он всё же отправился в полёт и погиб в июне того же года.

Бланшар совершил поездку по Европе с показательными полётами. Бланшар совершил первые полёты на воздушном шаре в Бельгии, Германии, Нидерландах, и Польше.

После изобретения современного парашюта в 1783 года Луи Себастьяном Ленорманом во Франции, в 1785 году Жан-Пьер Бланшар продемонстрировал его как средство безопасной эвакуации из воздушного шара. В то время как первые демонстрации парашюта Бланшара проводились с собакой, позднее предоставилась возможность испытать его самому, когда в 1793 году его воздушный шар взорвался и он использовал парашют для эвакуации. Последующее развитие парашюта было направлено на его компактность. В то время как ранние парашюты были сделаны из льняной ткани, натянутой на деревянный каркас, в конце 1790-х, Бланшар начал делать парашюты из свернутого шёлка, так как он был более прочен и имел меньший вес.

9 января 1793 года Бланшар совершил первый полёт воздушного шара в Северной Америке, из Филадельфии, Пенсильвания в Дептфорд, графство Глочестер, Нью-Джерси. Среди свидетелей полёта в тот день были президент США Джордж Вашингтон и будущие президенты Джон Адамс, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, и Джеймс Монро. Бланшар покинул США в 1797 году.

В 1804 году он женился на Мэри Мадлен-Софи Арманте (более известной как Софи Бланшар).

В 1809 год Бланшар перенёс сердечный приступ во время полёта на воздушном шаре в Гааге. Он упал с воздушного шара и умер несколько недель спустя от серьёзных травм. Его вдова продолжала показательные полёты, пока также не погибла.

6 июля 1819 года Норидж Дафф, морской офицер, родившийся в Эдинбурге, путешествовавший в то время по Западной Европе, описывал её смерть так:

приехал к Гранд Фете в Садах Тиволи (Жарден де Тиволи, Париж), где засвидетельствовал весьма печальный несчастный случай: среди других развлечений вечером Мадам Бланшар должна была подняться из сада в воздушном шаре, и когда она поднялась на некоторую высоту, начался фейерверк; воздушный шар задел несколько деревьев во время подъёма, некоторый ракеты от фейерверка полетели не в том направлении, что планировалось, и одна из них подожгла воздушный шар, в результате разорвался на части, и бедная Мадам Бланшар упала со своей гондолой с высоты нескольких тысяч футов на Рю Прованс, где она попала на крышу дома и оттуда на землю, где она разбилась к части. Впечатление от столь ужасного несчастного случая на глазах нескольких тысяч человек, собравшихся для развлечения, и в праздничном расположении духа, можно легко представить: всем остальным развлечениям положили конец, владельцы объявили, что все деньги, собранные за вход на шоу будут преданы детям бедной женщины, и женщины, и мужчины стояли у ворот, чтобы собрать подписку для её семейства'.

Оригинальный текст (англ.)

went to a Grand Fete at the Tivoli Gardens (Jardin de Tivoli, Paris) where witnessed a most melancholy accident: among other amusements for the evening Madame Blanchard was to ascend from the garden in a Balloon, and when a certain height in the air, to set off a display of fire works; owing to the Balloon touching some trees as it ascended, from the people not allowing it to rise at once, a part of the fire works were deranged, and on their being let off, threw their fire upwards in place of downwards, set fire to the Balloon, burst, and precipitated poor Madame Blanchard with her car, from the height of several thousand feet, into the Rue Provence, where she fell on top of a house and from there into the street where she was dashed to pieces. The effect of so shocking an accident on the minds of several thousand people assembled for amusement, and in high spirits, may easily be imagined: everything else was put a stop to, the proprietors gave notice that the admission money would be given to the poor woman's children, and ladies and gentlemen stood at the gate to receive subscriptions for her family'.

Владелец страницы: нет
Поделиться