Константинов Василий Константинович
Константинов Василий Константинович
10.06.1867 — 22.06.1920

Константинов Василий Константинович — Биография

Васи́лий Константи́нович Константи́нов (10 июня 1867 — 22 июня 1920) — инженер, депутат Государственной думы I созыва от Кубанской области и Черноморской губернии.

Образование

В 1886 году он окончил с золотой медалью петербургскую гимназию Императорского человеколюбивого общества. Поступил и в 1890 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета с дипломом 1-й степени. Затем поступил на третий курс Института инженеров путей сообщения, и в 1894 году получил диплом инженера путей сообщения.

Внешность

Вот как описывают Константинова современники:

Высокий, худощавый, с грубоватым, некрасивым, но энергичным лицом, инженер путей сообщения Константинов был подлинным демократом… По внешнему виду он мало чем отличался от рабочего. В стоптанных чувяках, поношенной тужурке и фуражке с форменным значком, он пользовался большой популярностью среди рабочих.

Вспоминает Николай Штейп:

В жизни Константинов был человеком неприхотливым. <…> Василий Константинович обычно спал на полу, расстелив бурку, возил с собой инструмент и при необходимости мог подбить каблуки на сапогах.

Служба

С ноября 1894 г. отбывает воинскую повинность на правах вольноопределяющегося в должности кондуктора 2 класса унтер-офицерского звания в Кубанской инженерной дистанции Кавказского военного округа. В декабре 1895 г. уволен в запас.

В конце 1895 г. приступает к работе в Министерстве Путей Сообщения штатным инженером VIII класса и производителем работ по постройке Новороссийско-Сухумского шоссе. С апреля 1896 г. Константинов исполняет обязанности начальника по постройке III участка этой дороги (Туапсе — Адлер). В течение 1895—1896 гг. участвует в экспедиции под руководством Н. С. Абазы для обследования площади бывших горских поселений и брошенных сельскохозяйственных угодий с выделением мест, удобных для освоения переселенцами. Исследования экспедиции роказали, что «в прежнее время край был густо населен», и «что в хозяйстве горцев имели место разнообразные отрасли сельскохозяйственного производства». По реузльтатам экспедиции Константинов ведет разработку сети нагорных дорог, позволяющих переселенцам освоить брошенные местным населением после окончания Кавказской войны внутренние области. В феврале 1896 г. участвует в совещании в Петербурге по вопросам строительства дорог на Черноморском побережье. К концу 1896 г. Константинов заканчивает проектирование дорог:

  1. в бассейне р. Мзымта от села Молдовка до Красной Поляны;
  2. в бассейне р. Псоу от с. Весёлое до урочища Аибга;
  3. в бассейне р. Сочи от с. Навагинское до с. Пластунское;
  4. в бассейне р. Псезуапсе от с. Лазаревское на Божьи Воды и Гостогикей;
  5. в бассейне р. Западный Дагомыс от Черноморского берегового шоссе до с. Царское, затем через перевал в бассейне р. Шахе по бассейну р. Бзыби с выходом на Бабук-аул.

C 1897 г. основное значение приобретает строительство Краснополянского шоссе по бассейну р. Мзымта. Станислав Фомич Гофман осуществлял проектирование, а на месте руководил строительными работами В. К. Константинов. Условия строительства были очень сложными. Шоссе надлежало протянуть через узкое ущелье Ахцу, вдоль реки Мзымты, на пятисотметровой высоте над уровнем моря.

В 1898—1903 гг. под руководством Константинова детально разработан проект дороги на плато Аибга протяженностью более 38 верст (левый берег р. Мзымта — перевал — правый берег р. Псоу), но в связи с началом русско-японской войны ассигнования на строительство дорог в Черноморской губернии резко сократились. На выделенные правительством в 1904—1905 гг. скудные средства в 9050 руб. при активном участии Константинова готовились проекты нагорных дорог по среднему течению р. Шахе, по бассейнам рек Аше, Псезуапсе, Пшады.

В августе 1906 г. в связи с подписанием «Выборгского воззвания» уволен с должности с должности начальника III участка Новороссийско-Сухумского шоссе.

В годы первой мировой войны был начальником сочинского строительного участка Черноморской железной дороги (1914—1916), а сентября 1916 г. выполняет обязанности начальника строительных работ Кавказской армии.

  • В 1897 г. — коллежский секретарь,
  • В 1899 г. — титулярный советник,
  • В 1902 г. — коллежский асессор.

Общественная и политическая деятельность

Известный кавказский краевед, организатор Кавказского Горного клуба, располагавшегося в доме матери В. К. Костантинова по улице Михайловского и ставшего впоследствии основой для создания Сочинского краеведческого музея (ныне Музей истории города-курорта Сочи).

28 мая 1906 года в Екатеринодаре избран в Государственную думу I созыва от неказачьего населения Кубанской области и Черноморской губернии. Активного участия в деятельности Думы не принимал.

10 июля 1906 года в г. Выборге подписал «Выборгское воззвание» и осужден по ст. 129, ч. 1, п. п. 51 и 3 Уголовного Уложения, приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишен права баллотироваться на любые выборные должности.

В 1913 г. совместно с «Обществом изучения Черноморского побережья Кавказа» принимает участие в организации в Петербурге выставки «Русская Ривьера». В частности 20 сентября принимал участие в собрании по обсуждению трудностей доставки экспонатов в столицу.

11 октября 1915 г. — входит в состав эвакуационной комиссии в связи созданием в Сочи эвакуационного пункта для раненых.

Занимался изысканиями в области почвоведения, публиковал на эту тему статьи.

Гибель

Обстоятельства гибели неясны. Как следует из воспоминаний сотрудника Константинова Николая Штейпа, во время Гражданской войны В. К. Константинов жил в Ростове. Летом 1920 г. Константинов перебрался в Новороссийск и пешком направился в Сочи. По дороге его задержали и расстреляли без суда и следствия. Это случилось 22 июня 1920 года, в тот же день умерла его мать Екатерина Павловна Майкова.

Владелец страницы: нет
Поделиться