Дымшиц Александр Львович
Дымшиц Александр Львович
12.07.1910 — 06.01.1975

Дымшиц Александр Львович — Биография

Александр Львович Дымшиц (29 июня 1910, Ревель, — 6 января 1975) — советский литературовед, литературный и театральный критик; доктор филологических наук, член-корреспондент Академии искусств ГДР.

Александр Дымшиц родился в Ревеле (ныне — Таллин); его дед владел крупным книгоиздательским делом в Берлине и Петербурге, жил в Германии, отец окончил Дрезденскую высшую техническую школу, и самого Александра начало Первой мировой войны застало в Германии; немецкий был для него вторым родным языком.

В 1930 году Дымшиц окончил Институт истории искусств, в 1936 году — аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, в котором в дальнейшем преподавал. Публиковаться начал в 1928 году; в предвоенные годы был членом редколлегий журналов «Резец» и «Ленинград» (в 1940—1941 годах).

Участник Великой Отечественной войны, Александр Дымшиц встретил май 1945 года в Берлине. Он стал прототипом главного героя фильма Владимира Фокина «Александр Маленький». С июня 1945 по декабрь 1949 года Дымшиц, майор, а позже подполковник, был начальником отдела культуры в Управлении пропаганды Советской военной администрации (СВАГ) в Берлине — «культурофицером», как говорили в те годы немцы. На этом посту ему довелось встречать возвращавщихся из эмиграции и из концлагерей деятелей культуры, помогать им определиться с работой и жильём, в ряде случаев он помогал им пройти курс лечения в СССР, как это было, в частности, с Эрнстом Бушем. Дымшиц непосредственно открывал в послевоенном Берлине Немецкий театр, а также легендарные «Комише опер» и «Берлинер ансамбль», киностудию ДЕФА. В издававшейся Советской военной администрацией газете «Ежедневное обозрение» (Tägliche Rundschau), по свидетельствам современников, благодаря Дымшицу печатались такие статьи и проводились такие дискуссии, которые в СССР в то время были немыслимы.

В годы «оттепели» Дымшиц был членом редколлегий ряда изданий: в 1957—1961 годах — журнала «Звезда», одновременно в 1959—1962 годах — газеты «Литература и жизнь»; недолгое время, в 1961—1962 годах, был заместителем главного редактора журнала «Октябрь», с 1963-го — членом редколлегии журнала «Вопросы литературы»; с 1964 года он был главным редактором Государственного комитета по кинематографии.

Как филолог Дымшиц был прежде всего германистом — многие его работы посвящены немецкой литературе XIX и XX веков; ему принадлежат также переводы произведений Бертольта Брехта и других немецких писателей.

Владелец страницы: нет
Поделиться