Критский Владимир Фёдорович
Критский Владимир Фёдорович
01.07.1898 — 16.03.1966

Критский Владимир Фёдорович — Биография

Критский — советский военно-морской деятель, подводник, инженерный работник, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, инженер-контр-адмирал (1958).

Родился в селе Никольская Кашма (Большое Шереметьево) Моршанского уезда на берегу небольшой реки Кашмы. Сын священника местной Спасской церкви Фёдора Петровича Критского. Род Критских известен в селе еще с XVIII века и все в этом роду были служителями церкви. Окончив школу в родном селе, Владимир поступил в Тамбовское реальное училище.

Окончил Морское инженерное училище в (1918) году и Военно-морскую академию. С 1918 служил на линейном корабле "Полтава", откуда добровольцем ушёл в РККА. Служил во 2-м авиационном дивизионе истребителей Южного Фронта в должности фотограмметриста.

На железнодорожных станциях, где менялись паровозы, разыгрывались настоящие бои за паровоз, часто кончавшиеся для многих неудачно. А этот высокий, ладный парень в бушлате и бескозырке, на которой золотилась надпись «Морское инженерное училище», не грозил наганом, не ругался с дежурными по станции, а требовал не один, а два локомотива. И к удивлению всех получал их. Часто личному составу дивизиона приходилось браться за оружие, отбиваясь от нападавших банд.

В 1920 во время короткого отпуска Владимир Фёдорович привёз в родное село Большое Шереметьево невесту Марию Николаевну, там и состоялась их свадьба. В 1920 командирован в соёдиненные классы для подготовки специалистов флота, затем в Военно-морскую академию. В августе 1920 как бывшего гардемарина возвратили во флот. Из его воспоминаний о трудностях того времени:

«После гражданской войны на Чёрном море осталась лишь подводная лодка «Нерпа». На одном из заводов лежали в совершеннейшем беспорядке детали механизмов, систем и устройств подводных лодок серии «АГ», купленных в США еще царским правительством. Часть наиболее ценных механизмов была утрачена или уничтожена. Пострадал сам завод».

В таких условиях началось восстановление подводного флота. В результате напряженного труда специалистов, рабочих и краснофлотцев подводные лодки «АГ» были введены в строй. С 1924 служил на подводной лодке Черноморского флота. В его служебной характеристике 1925 года отмечалось: «Весьма настойчив, инициативен, пользуется большим авторитетом у подчиненных. В походах вынослив, дисциплинирован, добросовестен в исполнении обязанностей по службе». С июля 1926 был аттестован как инженер-механик и служил в Николаеве старшим приёмщиком по механической части конструкций подводных лодок серий «Д», «А», «Щ» на заводах имени 61 коммунара и имени Марти, но особенный интерес он проявил к конструированию подводных лодок «С», стал главным строителем подводных лодок этой серии, работал в ЦКБ-18, где проектировались лодки типа «С» (в том числе и С-13 А. И. Маринеско), руководил электромеханической частью проекта. В 1933 командирован в составе группы в Германию для приёмки чертежей подводных лодок, разработанной фирмой "Дешимаг". В 1935 - 1936 главный строитель подводных лодок типа «С». В 1936 году сдаёт лодку «С-1» с лучшими показателями, прямо на борту подводной лодки его поздравил нарком обороны К. Е. Ворошилов. Постоянно учился сам и учил других, не допуская даже малейших недоделок, он повторял: «Корабль должен плавать, воевать, а не ремонтироваться».

Когда в 1941 главная база Балтийского флота была перемещена из Таллинна в Кронштадт, подводные лодки вместе с надводными кораблями защищали Ленинград с моря. К чести командующего Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца и В. Ф. Критского, враг не смог с Балтийского моря бомбить Ленинград. Находился постоянно в блокадном Ленинграде и Кронштадте, контролируя действия подводных лодок. В 1943 ему была присуждена Государственная премия, документ лауреата бережно хранит его дочь. После окончания Великой Отечественной войны направили в служебную командировку за границу. Находясь в США, он писал жене: «Я больше за границу ездить не хочу. Нового ничего нет. Новое только у нас. А там ...царство доллара».

Впоследствии находился в распоряжении НКСП СССР и преподавал в Военно-морской академии им. Крылова, где говорил: «Академия дала вам общенаучный фундамент, опираясь на который вы можете развивать и совершенствовать знания. Самые блестящие знания могут оказаться бесполезными, если эти знания имеет человек пассивный, неспособный к творческой работе, к систематическому труду... Без активного личного участия в труде нельзя говорить о преданности Родине».

Репрессии

В 1929 семья его отца была раскулачена: отобраны земля и большой красивый дом. Родители переселились в маленький домик, испытывая материальные трудности. Фёдор Петрович Критский продолжал служить в церкви Большого Шереметьева. Сын постоянно помогал родителям, иногда приезжал в родное село на короткое время. С середины 30-х годов он уже не мог приезжать в село, но связи с родиной и со своими товарищами не терял. В 1937 священник был необоснованно обвинен в создании религиозно-монархической организации в селе, выслан из него, а в декабре этого же года расстрелян. Церковь в селе была закрыта.

В Ленинград, где тогда работал сын, было направлено письмо из Рудовского района о якобы антисоветской деятельности отца, в котором предлагалось принять меры к сыну священника. Но Владимир Фёдорович Критский не был отстранён от важной работы и не понижен в должности. Он тяжело переживал трагедию семьи, но не озлобился, продолжал верно служить стране. Позже узнал, что в 1939 прокурор Тамбовской области отменил решение «тройки» НКВД по делу отца, но вернуть погибшего уже было невозможно.

Звания

  • Инженер-флагман 3-го ранга (4 января 1940).
  • Инженер-капитан 1-го ранга (30 ноября 1940);
  • Инженер-контр-адмирал (18 февраля 1958).

Награды

  • Два ордена Ленина (1943,1945),
  • Два ордена Красного Знамени (1944, 1949),
  • Орден Отечественной войны II ст. (1945),
  • Медали
  • Именное оружие (1958).
Владелец страницы: нет
Поделиться