Райнигер Лотта
Райнигер Лотта
02.06.1899 — 19.06.1981

Райнигер Лотта — Биография

Лотта Райнигер (нем. Lotte Reiniger, 2 июня 1899, Берлин — 19 июня 1981, Деттенхаузен) — немецкий режиссер анимационного кино, получившая мировую известность благорадя силуэтным фильмам.

Шарлотта Райнигер родилась 2 июня 1899 года в Берлине-Шарлоттенбурге в семье банковского служащего Карла Райнигера и его жены Элеоноры. С шести лет Лотта интересовалась театром и вырезала силуэты. В кино ее привлекали фильмы-сказки и феерии Жоржа Мельеса. Она быстро освоила технику китайского силуэта и вырезала силуэты для школьных театральных спектаклей, в том числе «Ромео и Джульетта». Очень большое впечатление на нее произвели фильмы с участием Пауля Вегенера «Пражский студент» (1913) и «Голем» (1914). В Певческой академии Берлина она прослушала лекцию Вегенера, впервые узав о трюковых съемках и фантастических возможностях кино.

С 1916 по 1917 год Райнигер посещала актерскую школу, параллельно работая статистом в Немецком театре. В этот период она изготовила целый ряд силуэтов актеров, в том числе и Пауля Вегенера, который в 1916 году привел ее в кино. Она изготовила рамки для промежуточных титров сначала в фильме «Свадьба Рюбецаля», а затем в фильме «Гамельнский крысолов». Режиссер Рохус Глизе также заказал ей силуэты. Благодаря Вегенеру Райнигер познакомилась с группой молодых кинематографистов-экспериментаторов из Института культурологии в Берлине Гансом Кюрлисом, Карлом Виртом и Карлом Кохом, ее будущим мужем. С их помощью осенью 1919 года она сняла первый анимационный фильм «Орнамент влюбленного сердца».

С 1920 по 1924 год Райнигер сняла несколько рекламных фильмов и четыре короткометражных силуэтных фильма, которые более 40 недель демонстрировались в кинотеатрах УФА. В 1923 году для фильма «Нибелунги» Фрица Ланга она сняла эпизод «Сон сокола», который не был использован. В том же году молодой банкир Луи Хаген предложил ей финансирование и производство длинного силуэтного фильма. В результате трехлетней работы был снят первый полнометражный фильм «История принца Ахмеда» (позднее «Приключения принца Ахмеда») по сказке из «Тысячи и одной ночи».

Частный показ фильма для 2000 приглашенных гостей состоялся 2 мая 1926 года в «Фольксбюне» и прошел с большим успехом. После положительных отзывов в прессе фильм был продан во Францию. Французская премьера, в подготовке которой участвовал Жан Ренуар, состоялась в июле 1926 года в Париже. После успеха фильма во Франции у него наконец нашелся прокатчик и в Германии. Официальная немецкая премьера состоялась 3 сентября 1926 года в кинотеатре «Глория-Паласт» в Берлине.

В июле—августе 1926 года Райнигер вместе с Бертольтом Брехтом провела отпуск на юге Франции, где она изготовила силуэты для «Трехгрошовой оперы». Заявка «Мария приходит», написанная для нее Брехтом и Элизабет Гауптман, осталась нереализованной. В 1927—1928 годах Райнигер сотрудничала с Паулем Дессау, Куртом Вайлем и Паулем Хиндемитом, которые написали музыку для фильма «Доктор Дулиттл».

В октябре 1929 года режиссер Рохус Глизе приступил к съемкам игрового фильма «Погоня за счастьем» (Die Jagd nach dem Glück) про актёров карнавального театра теней по сценарию Райнигер и Коха.

В 1930—1932 годах Райнигер сняла три звуковых короткометражных силуэтных фильма «10 минут Моцарта», «Арлекин» и «Сисси». В 1933 году уехала в Париж, где ее муж работал соавтором Ренуара. Изготовила силуэты сцен из фильма «Мадам Бовари» Ренуара, а также силуэты для фильма «Дон Кихот» Пабста. В 1934 году Райнигер вернулась в Берлин, где она сняла несколько силуэтных фильмов, в том числе «Папагено» по «Волшебной флейте» Моцарта.

В 1936 году Райнигер получила приглашение в Англию, где она представила свою коллекцию сначала в Бристоле, а затем в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Она познакомилась с Джоном Грирсоном, Альберто Кавальканти и Бэзилом Райтом и поставила фильмы «Завтрак короля» и «Приданое». Для фильма Ренуара «Марсельеза» она сделала эпизод игры теней. В 1939 году, в то время как ее муж работал с Ренуаром в Риме, Райнигер жила в доме Ренуара в Антибе. С началом войны она уехала к мужу в Рим, где они до 1944 года жили у Висконти.

В 1944 году Райнигер вернулась в Берлин, ухаживала за больной матерью и работала в имперском институте кино. В 1945 году вместе с Элизабет Шульц учредила «Берлинские игры теней». С 1946 по 1947 год работала художником-оформителем в театре на Шиффбауэрдамм.

В 1949 году вместе с мужем уехала в Лондон. В 1953—1955 годах сняла 12 короткометражных анимационных фильмов для ВВС и американского телевидения.

После смерти мужа (1 декабря 1963 года) Райнигер много работала для театра, занималась книжной иллюстрацией. В 1970 году была издана ее книга «Театры теней и фильмы теней» (Shadow Theatres and Shadow Films). Летом 1971 года она изготовила 146 силуэтов к четырем операм Моцарта — «Женитьба Фигаро», «Дон Джованни», «Так поступают все», «Волшебная флейта», которые были опубликованы в 1988 году. Она выступала с лекциями, проводила мастер-классы о технике силуэта и анимации — прежде всего в США и Канаде, а также во Франции, Норвегии, Турции, Германии и Италии.

В 1975 году началось ее сотрудничество с National Film Board of Canada, для которого она сделала 16-минутный фильм «Окассен и Николет» по средневековой французской балладе. В 1979 году после двух лет подготовки был снят 24-минутный фильм «Кольцо и роза» по рассказу Теккерея.

Осенью 1980 года Райнигер переехала в Деттенхаузен под Тюбингеном к семье пастора и актера театра теней Альфреда Хаппа. Кроме лекций и кинопоказов, она вместе с Хаппом выступала в театре теней. В 1980 году в рамках посвященной кино выставки в Киноинституте Дюссельдорфа сняла 8-минутный анимационный фильм «Четыре времени года».

Лотта Райнигер скончалась 19 июня 1981 года в Деттенхаузене. В 1992 году в Тюбингене был открыт Музей Лотты Райнигер.

Владелец страницы: нет
Поделиться