Карнеев Владимир Иванович
Карнеев Владимир Иванович
16.01.1913 — 28.11.2007

Карнеев Владимир Иванович — Биография

Влади́мир Ива́нович Карне́ев (16 января 1913, Саранск — 28 ноября 2007, Москва) — советский спортсмен-мотогонщик, тренер, спортивный комментатор, внёсший значительный вклад в развитие мирового и советского мотоспорта. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, шестикратный чемпион СССР.

Родился в Саранске 16 января 1913 года. Отец, Иван Николаевич окончил Императорское московское техническое училище, стал инженером-механиком. Мать, Елизавета Васильевна (урождённая Басова) происходила из дворянской семьи, окончила Пензенскую гимназию. Первая мировая война привела к необходимости отъезда из Саранска. Карнеевы жили в разных городах: Тифлисе, Харькове, Симбирске, окончательно остановившись в Москве.

Возможно из-за профессии отца, Владимира с детства влекло к различной технике. В возрасте 9 лет он уже самостоятельно водил автомобиль. Но и влияние матери было заметным: Владимир окончил музыкальную школу, хорошо играл на фортепиано, гитаре.

В 1932 году Владимир Карнеев окончил Московский автодорожный механический техникум. Имел собственный мотоцикл — английский «Коннет», затем более мощный «Жиллет» Занимался футболом, а параллельно ходил в мотосекцию спортивного общества «Локомотив». В 1938 году он пробился в состав футбольной команды мастеров Ярославской железной дороги. Но однажды его попросили подменить сломавшего ключицу мотогонщика на соревнованиях. От него требовалось только стартовать, но Владимир Карнеев неожиданно для всех выиграл стокилометровый кросс, а на следующий день ещё и шоссейную гонку. Пришлось выбирать, чему посвятить жизнь: футболу или мотоциклам. Мотоспорт взял верх.

С 1938 по 1956 год он участвовал в различных соревнованиях по мотокроссу, шоссейных линейных гонках, шоссейно-кольцевых гонках, гонках на ипподрому, летнем спидвее, гонках на льду. Его спортивный талант позволил ему весьма успешно выступать во многих видах спорта. Он стал шестикратным чемпионом СССР (пять раз в мотокроссе и один в шоссейно-кольцевых гонках), неоднократным чемпионом Москвы по мотокроссу, победителем мотокроссов имени К. Е. Ворошилова, командных мотокроссов им В. П. Чкалова и многих других соревнований. С 1940 года он выступал за мотоклуб Московского городского совета «Динамо».

В годы Великой Отечественной войны Владимир Карнеев также не расставался с мотоциклом, так как служил в автотранспортном полку связным мотоциклистом. Участвовал в обороне Москвы и Сталинградской битве. Развозил донесения сначала на советском «Иж-9», затем на трофейном NSU 600. Спортивное мастерство помогало ему уходить от атак вражеских истребителей в том числе в голой степи. На фронте же прочитал заметку в газете «Британский союзник» о прошедших в Англии гонках по спидвею. Тогда и решил для себя: «Если останусь жив и здоров, вернусь в мотоспорт и попробую заняться спидвеем». В 1943 году попал в госпиталь, после чего был направлен в Москву с заданием собрать команду спортсменов.

После войны соревнования на иностранной техники в СССР были запрещены. Тогда Карнеев сам сконструировал мотоцикл, который был впоследствии назван его именем «ВИК-500», и участвовал и побеждал на нём в соревнованиях.

В 1949 году командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин создаёт мотоциклетную команду ВВС и лично уговаривает возглавить её Владимира Карнеева. Он одновременно участвует в различных соревнованиях и учится в Ленинградском военном институте физической культуры и спорта на кафедре мотоспорта. Кроме этого Владимир Иванович занимался и конструкторской работой: в это время им была сконструирована рама для ледового мотоцикла «Ява-ЭСО», придававшая ему особую устойчивость. Вскоре чехи, увидев новую раму на мотоциклах советских спортсменов-победителей различных соревнований, наладили массовый выпуск мотоциклов с ней, её основные принципы до сих пор используются всеми изготовителями ледовых рам.

С 1954 года Владимир Карнеев был заместителем председателя Федерации мотоспорта Москвы, и заместителем председателя трекового комитета Мотоциклетной федерации России. Тогда же, в 1954 году он стал первым тренером сборной СССР по мотоспорту. Он же прокладывал трассы для первых в стране международных соревнований по мотокроссу (1954 год, станция Планерная, Московская область) и шоссейно-кольцевым мотогонкам (1956 год, Ленинград).

Умер 28 ноября 2007 года в Москве.

Владелец страницы: нет
Поделиться