Изенбек Фёдор Артурович
Изенбек Фёдор Артурович

Изенбек Фёдор Артурович — Биография

Фёдор Артурович Изенбек (Али Изенбек) (3 сентября 1890, Санкт-Петербург (по другим даннымБухара) — 10 августа 1941, Брюссель, Бельгия) — живописец, график, полковник (1919).

Из семьи морского офицера, внук бека Туркестана; мать и бабушка из русских дворянских родов. Окончил Морской кадетский корпус, учился живописи в Императорской Академии художеств. В 1908 году совершил поездку в Париж, где работал в мастерской художника-символиста Анри Мартена. В 1911–1914 годах работал художником-зарисовщиком в археологических экспедициях от ИАХ в Туркестане (Бухара, Хива) и северной Персии. С тех пор навсегда полюбил Восток и называл себя Али. Участвовал в археологических экспедициях (в том числе в Средней Азии с профессором Фетисовым), получил звание корреспондента Академии наук.

Участник Первой мировой войны. Служил в 1-м Туркестанском стрелковом артиллерийском дивизионе, в звании прапорщика 18 сентября 1915 был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. После революции присоединился к Белой армии, капитан. В чине полковника командовал батареей Марковского артиллерийского дивизиона.

Покинув Россию, через Турцию, Болгарию, Сербию и Францию в 1924 приехал в Брюссель, где занялся художественным творчеством. Жил в Юккле, предместье Брюсселя. Работал на фабрике ковров «Le Tapis», где создал около 15000 рисунков самых различных ковров, как персидских, так и иных восточных стран.

Писал городские пейзажи, портреты, натюрморты, композиции мистического характера, под влиянием Эрже (Жоржа Проспера Реми) создал несколько серий комиксов (не опубликованы). Увлечение Востоком проявилось в картинах, изображающих базары, фигуры танцовщиц в национальных одеждах, натюрморты с посудой, украшенной причудливыми сочетаниями геометрических и растительных мотивов. Восточные арабески отчетливо видны и в графических работах, темы которых не связаны с Востоком. Участвовал в бельгийских выставках, в том числе в выставке «Художники Восточной Европы» (1936).

С его именем связана история, сделавшая его известным в историографических кругах. По версии его брюссельского друга литератора и историка-любителя Ю. П. Миролюбова, Изенбек передал ему дощечки с древними письменами, которые он обнаружил в 1919 году в одном из разграбленных имений. До этого Ф. А. Изенбек, оказавшись за границей, возил этот объёмный груз с собой, изучая и расшифровывая текст. Миролюбов в течение многих лет также занимался расшифровкой древнего текста, посвящённого дохристианской истории Руси и получившего название «Велесова книга». По сообщению болгарского учёного Тодора Дичева помимо дощечек вывез и какую-то другую руническую рукопись, которая впоследствии была продана в Болгарии Софийскому университету, откуда позднее была выкрадена. После смерти Изенбека на территории оккупированной фашистами Бельгии в 1941 году дощечки пропали, остались только фотографии.

В 2002 вдова художника передала его архив и около 150 работ киевскому профессору Владимиру Перегинцу, который через год устроил выставку в Киеве. Произведения художника имеются также в бельгийских частных собраниях.

Владелец страницы: нет
Поделиться