Герсеванов Михаил Николаевич
Герсеванов Михаил Николаевич

Герсеванов Михаил Николаевич — Биография

Михаил Николаевич Герсеванов (25 марта 1830, Никополь, Харьковская губерния — 16 мая 1907, Санкт-Петербург) — русский инженер-строитель и гидротехник, директор Института инженеров путей сообщения, действительный тайный советник.

Родился 25 марта 1830 в деревне Никополь Харьковской губернии. Первоначальное образование получил дома, а затем в Главном инженерном училище, которое окончил в 1851 с чином военного инженер-поручика. Прослужив некоторое время в Киевской крепости, Герсеванов в 1856 году был командирован за границу для подготовки к учебной службе в инженерном училище. С 1857 года состоял репетитором, преподавателем и наконец адъюнкт-профессором по строительному искусству. В 1862, продолжая служить в Академии, был назначен состоять для особых поручений при военном инженере генерале Э. И. Тотлебене.

В 1862—1868 консультировал строительные работы в Кронштадтском, Николаевском, Керченском, Одесском и других портах. В 1868, по приглашению барона А. П. Николаи, начальника главного управления наместника кавказского, был назначен на должность главного инспектора гражданских сооружений на Кавказе, где прослужил 25 лет до ее упразднения в 1883. На Кавказе под руководством Герсеванова было построено более 500 км военно-стратегических шоссейных дорог и разработаны многие важные вопросы, относящиеся к устройству минеральных вод, портов, ирригации, дорог шоссейных и железных, к колонизации, размежеванию земель и т. д.

В 1883—1901 директор Института инженеров путей сообщения, обратил главное внимание на приведение программы преподавания в соответствие с современным состоянием науки и инженерного искусства и, в особенности, с требованиями, которые предъявляет к инженерам практическая служба. По почину Герсеванова был создан ряд обстоятельных печатных курсов почти по всем предметам преподавания и основано особое издание — «Сборник Института инженеров путей сообщения». Им одним из первых был поднят вопрос о создании в России среднего технического персонала в помощь инженерам — техников путей сообщения.

В 1885—1893 вице-председатель образованной при Министерстве путей сообщения под руководством П. А. Фадеева комиссии по устройству коммерческих портов. Комиссия эта в короткое время устроила и привела в порядок главные порты России. С этого же года ему поручено главное наблюдение за изданием Журнала министерства путей сообщения. 12 апреля 1886 произведен в тайные советники.

Принимал деятельное участие в образовании и развитии Императорского русского технического общества и первого из его провинциальных отделений — Кавказского, председателем которого он состоял. Ему принадлежит мысль образования при обществе постоянной комиссии по техническому образованию. По переводе в Петербург в 1885 был избран вице-председателем общества, пребывал на этом посту до 1892. В последние годы жизни Герсеванов был председателем гидрологического комитета Главного управления землеустройства и земледелия.

26 мая 1899 произведен в действительные тайные советники.

Большая часть учено-литературных работ Герсеванова относится к инженерным вопросам и преимущественно к гидротехнике; остальная — к вопросам педагогическим. Труды его печатались в "Инженерном Журнале Военного Ведомства", в "Журнале Министерства Путей Сообщения", в "Записках Императорского Русского Технического Общества". Много статей его помещено в газете "Московские Ведомости.

Из трудов останавливают на себе внимание "Лекции о морских сооружениях", явившиеся первым капитальным сочинением по морскому строительному искусству в России (удостоены Демидовской премии), и ставшие основным практическим руководством для русских портовых инженеров в 60—80-х гг. XIX века. В этом труде Герсеванов дал теоретическое обоснование процессов взаимодействия морских сооружений с окружающей средой.

Важными работами являются также "Очерк положения ирригации в Закавказье"; "Очерк гидрографии Кавказского края"; "Об обводнении южной степной полосы России"; "Записка о предполагаемой для Кавказского края сети главнейших дорог" и др. С 1885 под его руководством было начато издание "Материалов для описания русских портов и истории их сооружения", которые послужили ценным руководством для отечественных портостроителей. Будучи очень плодовитым и разнообразным деятелем в русской технической литературе, старался подвинуть на этот путь окружавших его лиц в ведомствах военно-инженерном и путей сообщения. Указанием предметов для исследования, советом и, в особенности, содействием по напечатанию написанных статей, помог образоваться довольно значительному кружку техников-литераторов, благодаря которым в России появились и свои руководства по инженерному делу, и подробные исследования производящихся в империи работ.

Скончался 16 мая 1907 года. В 1912 году на перегоне Краснопавловка — Панютино построен обгонный пункт названный в его честь Герсевановским.

Владелец страницы: нет
Поделиться