Востоков Владимир Игнатьевич
Востоков Владимир Игнатьевич
11.06.1868 — 05.07.1957

Востоков Владимир Игнатьевич — Биография

Владимир Игнатьевич Востоков (11 июля 1868, село Голочёлово, Московская губерния, Российская империя — 5 августа 1957, Сан-Франциско, США) — русский православный священник, общественный деятель и публицист. Апологет монархизма.

Родился 11 июля 1868 года. Отцом его был сельский священник Игнатий Матвеевич Востоков, служивший в Троицкой церкви села Голочёлова Московской губернии. Образование получал в Коломенском духовном училище с 1878 по 1882 год, в Московской духовной семинарии, окончил которую в 1888 году, а потом в Московской духовной академии.

По окончании Академии был назначен учителем в староямскую приходскую школу Подольского уезда.

30 мая 1891 года его рукоположили во иерея. Некоторое время прослужил в сельских храмах Московской епархии, в сёлах Иславское, Белые Колодези и в храме Флора и Лавра села Ям, с 1889 по 1900 год, где основал общество трезвости и в 1899 году возглавил церковно-приходское попечительство, собравшее значительные пожертвования деньгами и строительными материалами на отделку храма.

2 ноября 1903 года митрополитом Владимиром (Богоявленским) был переведён настоятелем в московский храм великомученика Никиты в Старых толмачах.

В 1904 году собранием московского дворянства был избран законоучителем Екатерининского института благородных девиц.

Во время революции 1905 года Востоков был назначен епархиальным миссионером и настоятелем Князь-Владимирской церкви при московском епархиальном доме. В 1906 году у него возник конфликт с будущим священномучеником, а тогда епархиальным миссионером отцом Иоанном Восторговым, на почве разногласий по поводу участия священников в деятельности политических партий. Востоков был направлен на должность церкви Петра и Павла на Якиманке.

В Москве отец Владимир заслужил репутацию выдающегося проповедника, активиста антиалкогольного движения, критика социализма. Также он стал известен как церковный писатель и публицист. Владимир Востоков был редактором-издателем ежемесячника «Отклики на жизнь» (с 1911 года), газеты «Рассвет», журнала «Живая беседа». Помимо всего, он состоял в московском религиозно-философском обществе и Русском монархическом собрании. А. Д. Самарин, в близкое окружение которого входил отец Иоанн, пригласил его стать законоучителем для его детей. В 1912 году великая княгиня Елизавета Фёдоровна предложила ему место лектора при Марфо-Мариинской общине милосердия.

Владимир Востоков являлся противником Григория Распутина, в котором он, как и А. Д. Самарин, Елизавета Фёдоровна и многие другие представители московской патриотической общественности, видел угрозу для престола и церкви. Он резко осуждал Распутина в проповедях и в своих статьях, а 1 мая 1913 года журнал «Отклики на жизнь» открыто выступил против «распутинского влияния». Летом 1915 года Востоков обратился к митрополиту Макарию (Невскому) в письме, в котором напоминал о вступительной речи А. Д. Самарина перед членами Святейшего Синода: «Если же и после столь торжественного, ясного заявления церковной иерархии о борьбе с накопившимися церковными соблазнами распутинское зло останется в прежней силе, при молчании о нём церковной власти, то народ вправе будет назвать такую власть лицемерною, а ведь это ужасно!». Антираспутинская позиция Востокова была известна императрице Александре Фёдоровне, которая считала, что он руководит Самариным. 3 октября 1915 года она в письме Николаю II писала, что было бы хорошо, если бы митрополит Макарий «отделался» от отца Владимира. Против него действительно были приняты меры: он был по распоряжению В. К. Саблера переведён в Коломну настоятелем Христорождественской церкви, лишён благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор охранного отделения.

26 января 1916 года Востоков был переведен на погост Ильинское. С 1 июня 1916 года отец Владимир являлся священником тюремной церкви святителя Тихона Задонского в Клину. На его проповеди собиралось так много народа, что храм не вмещал всех желающих его услышать, и проповеди приходилось проводить на лугу. Точных сведений о взглядах священника в то время не сохранилось, но есть основания предполагать, что они сдвинулись «влево», и многим он запомнился как «либеральный батюшка». В ответ на давление на него церковных властей усиливалась поддержка священника со стороны общественности. Так, ему выразил поддержку Александр Гучков, протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский приглашал Востокова перейти в его ведомство полковым священником, епископ Андрей (Ухтомский) приглашал служить в Уфу.

30 сентября 1916 года Востоков переехал в Уфу. В 1917 году отец Владимир участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви как делегат от мирян Уфимской епархии. Там он призвал Собор к осуждению Февральской революции (которую поначалу сам встретил положительно, даже служил по этому поводу молебен в красном пасхальном облачении), что произвело большой резонанс в церковной общественности, большая часть которой приняла революцию и признавала Временное правительство легитимным. Владимир Востоков полагал, что большевикам удастся воплотить в жизнь идею «рабочей и крестьянской власти», поэтому приветствовал Октябрьскую революцию. 19 ноября 1917 года он был возвращён московским митрополитом, будущим патриархом Тихоном (Беллавиным) в Москву, и назначен настоятелем церкви Космы и Дамиана на Таганке. По прошествии недолгого времени Востоков изменил отношение и к большевикам. На соборном заседании 22 января 1918 года он выступил с антисоветской речью, и был объявлен советской властью вне закона.

Он бежал на Юг России, контролировавшийся белыми, где начал пропагандировать восстановление монархии. В апреле 1919 года им в Екатеринодаре было организовано «Братство Животворящего креста», в которое входили от пяти до восьми тысяч человек. Такая монархическая деятельность отца Владимира вызвала беспокойство у властей Кубанской Народной Республики. Негативную оценку его деятельности высказал протопресвитер военного и морского духовенства Добровольческой армии отец Георгий Шавельский, а 16 июня Кубанская Рада постановила выслать Востокова за пределы края за «развращение казацких душ монархизмом». Высылка не состоялась лишь благодаря заступничеству генерала А. С. Лукомского, который, однако, сам посоветовал отцу Владимиру переселиться в Новочеркасск. Прислушавшись к совету Лукомского, Востоков переселился в Новочеркасск, где стал настоятелем Александровской церкви. Кроме того он руководил находящимся на нелегальном положении «Братством Животворящего Креста» и пытался издавать газету «Вечевой благовест». В мае 1919 года он направил обращение в адрес Юго-Восточного Русского Церковного Собора, проходившего в Ставрополе, в котором дал резкую оценку революциям и призывал Собор выполнить ряд требований, которые, по его мнению, должны были вывести Россию из Гражданской войны, однако это обращение не было допущено для прочтения на Соборе. В 1920 году Севастопольский епископ Вениамин (Федченков), возглавляющий духовенство в Русской армии Врангеля, пригласил отца Владимира стать духовником и проповедником в войсках. В июле 1920 года Востоков направил Врангелю письмо с призывом уподобиться императору Константину, победившего «злого языческого царя Максенция Силою Честнаго и Животворящего Креста». После этого он был принят генералом А. П. Кутеповым, который одобрил план Востокова организовать «Всероссийское религиозно-крестоносное движение», призванное посредством массовых крестных ходов привлекать новых добровольцев для борьбы с большевизмом. 18 сентября 1920 года контрразведка предупреждала Востокова о готовящемся красными покушении на него (до этого большевиками уже была расстреляна его дочь Нина). Проекты организации крестных ходов раздражали не только большевиков, но и союзников, так что генерал Врангель, 22 сентября 1920 года поставив отца Владимира в известность об союзническом ультиматуме, 3 октября 1920 года издал приказ № 145 о запрещении готовящегося крестного хода, в котором изъявили желание участвовать тысячи верующих Крыма.

Эвакуировавшись из Крыма в Галлиполи, отец Владимир оттуда переселился в Сербию, где служил законоучителем русской гимназии в Кикинде, а также был настоятелем церкви в городе Великий Бичкерек. В эмиграции не оставлял общественно-политическую деятельность — участвовал в Соборе 1921 года в Сремских Карловцах, состоял членом Высшего Зарубежного Церковного Управления, пытался сблизиться с великим князем Кириллом Владимировичем (однако легитимисты находили его человеком «политически довольно-таки опасным, благодаря своим крайним убеждениям», как писал в воспоминаниях Гарольд Граф). В 1925 году митрополит Антоний (Храповицкий) назначил его разъездным священником-миссионером по Королевству сербов, хорватов и словенцев.

В 1944 году переселился в Австрию, где осел в Американской зоне оккупации, служил в церквях разных австрийских и германских лагерей русских беженцев. В 1951 году переехал в США. Там служил в церкви святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско, был духовником и проповедником Корпуса Императорской Армии и Флота.

В 1954 году Архиерейским Синодом РПЦЗ ему было присвоено звание протопресвитера. В 1955 году вышел на покой, скончался 5 августа 1957 года. Похоронен на Сербском кладбище Сан-Франциско.

Владелец страницы: нет
Поделиться