Деспио Шарль
Деспио Шарль
04.11.1874 — 28.10.1946

Деспио Шарль — Биография

Шарль Деспио́ (фр. Charles Despiau; 4 ноября 1874, Мон-де-Марсан ― 28 октября 1946, Париж) ― французский скульптор, один из крупнейших портретистов XX века.

Родился в семье штукатура, с детства видел во что можно превратить обычный гипс. Получив стипендию, поступил в парижскую Школу декоративных искусств (1891), где учился у мраморщиков Гектора Лемера и Веника Карпо. Через два года перешёл в Школу изящных искусств, где занимался три года. Тогда же посещал студию Г. Шнегга, где познакомился с Ж. Попелэ и Р. Влериком.

С 1898 года начинает выставляться в Салоне французских художников. В 1907 году выставляет в Салоне скульптуру под названием «Полетта» ― головку девочки, которая очень понравилась старику Родену. На следующий день Роден написал молодому художнику, приглашая его к себе пратисьеном ― помощником скульптора, переводить в мрамор работы мастера. Работать у такого мастера как Роден и не потерять своей индивидуальности было сложновато, но у Деспио это получилось. После 1918 года он уходит от Родена и всецело отдаётся скульптурному портрету. 150 скульптур за всю жизнь ― вроде бы немного, но каждая скульптура является творением мастера.

Внешне жизнь художника не изобиловала событиями. Он работал день изо дня, совершенствуя своё мастерство, последовательно добиваясь цельности пластической формы и классической ясности, тонкости моделировки. Его скульптуры отличаются игрой светотени, оттенками художественного образа. Иногда это напоминает античную архаику в её хорошем значении.

В 1920—1930-е годы явно видно классицизирующее начало скульптур Деспио. Эмоции и психологичизм для него не главное, он делает акцент на гармоничной цельности образа. В это время им созданы статуи в полный рост «Аполлон» и «Дионис» и галерея женских портретов. Это «Ева» (1925) — задумчивая, тяжелая, с поднесенной к груди рукой, напоминающая образом романскую скульптуру, отчасти простую, даже примитивную, «Assia» (1937) — резкая, современная, в фигуре девушки видится нечто спортивное, целеустремлённое. Деспио ищёт гармонию человеческого тела, но вместе с тем его скульптуры ― это портреты-состояния, целый мир судеб и характеров. В. Стародубова пишет, что «смысл его эстетической позиции можно было бы определить как возвращение к классике, понятое, однако не в смысле использования античной мифологии и пластической фразеологии античного искусства, а в отношении к человеку, в понимании задач искусства, в поисках идеала и гармонии в современности».

Леон Дезер, автор монографии о скульпторе, хорошо знакомый с Деспио, пишет, что во время работы художник то подходит к модели (а он всегда лепил только с модели), то отходит, обходит её вокруг, рассматривает строение головы, приседает, чтобы увидеть переход подбородка к шее. Деспио менял освещение, изучая при этом лицо. В отличие от Родена, который сознательно делал скульптуру фрагментом фигуры, Деспио лепил её по всем законам архитектоники, предельно точно соотнося все части тела. Иногда он делал по девяти вариантов одной скульптуры, сначала из глины, затем из гипса. Для перевода в бронзу Деспио делал восковую модель, которую перед отливкой вновь прорабатывал тщательным образом. Если модель переводилась в камень, опять новая интерпретация.

На родине Шарля Деспио в Мон-де-Марсане в 1968 году открыт музей Деспио-Влерик с собранием французской скульптуры первой половины XX века.

Владелец страницы: нет
Поделиться