Куган Джеки

Куган Джеки — Биография

Джон Лесли Куган (англ. John Leslie Coogan, более известный как Джеки Куган; 26 октября 1914 — 1 марта 1984) — американский киноактёр. С ранних лет начал сниматься в немых фильмах. Сотрудничал с Чарли Чаплином. Первую славу получил в фильме «Малыш». Спустя много лет стал известен благодаря роли дяди Фестера в популярном телесериале 1960-х годов «Семейка Аддамс».

Ранние годы

Джеки Куган родился 26 октября 1914 года в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, в семье актёров водевиля.

Отец Джеки, Джек Куган (англ. Jack Coogan), известный в начале XX века под псевдонимом «Большой Джек» (англ. Big Jack), был танцором. Он также работал как комедийный актёр и танцор в варьете. Джек родился и вырос в городке Сиракьюс, штат Нью-Йорк, в семье эмигрантов из Ирландии. В отличие от своего брата, который занимался аптечным бизнесом и имел свой магазин, в своей карьере он выбрал творческий путь. Он впервые ступил на сцену ещё будучи подростком. А первую славу ему принесло знакомство с знаменитой в то время семьёй театральных актёров «Братьев Дилланов из Кортланда» (англ. Dillon Brothers from Cortland). Когда один из актёров этой семьи скончался, он занял его место и стал полноправным их участником. Через них он попал в водевиль и отправился на запад США, чтобы построить свою карьеру в шоу-бизнесе, где и познакомился со своей будущей женой.

Мать Джеки, Лиллиан Куган (англ. Lillian Coogan), до замужества имевшая имя Лиллиан Долливер (англ. Lillian Dolliver), и после второго замужества (13 мая 1935) сменившая его на Лиллиан Бернштейн (англ. Lillian Bernstein), выступала на сцене вместе с родителями с ранних лет и была известна в актёрских кругах США с 5-ти лет под псевдонимом «Малышка Лиллиан» (англ. Baby Lillian) из постановки «Маленький Лорд Фаунтлерой» (англ. Little Lord Fauntleroy). Позже она также участвовала в водевиль-постановках вместе с Рена Роджерс (англ. Rena Rogers).

Рождение ребёнка в семье актёров, таких как Джек и Лиллиан, означало появление серьёзных перемен в их образе жизни, который предполагал постоянные переезды вслед за театром, практически круглосуточную занятость на сцене и проживание во второсортных отелях. Возможность выступления с их собственным номером, поставленным незадолго до их свадьбы, также с этого момента вставала под сомнение. Поэтому, чтобы не менять ничего в своей жизни и не создавать неудобств ребёнку, было принято решение передать Джеки родителям Лиллиан, которые жили в Окленде. Джеки до 3-х лет воспитывался преимущественно ими, в то время как его родители продолжали разъезжать по стране со своими выступлениями.

Дебют в кино

В 1917 году отец Джеки получил предложение принять участие в постановке «The Show of Wonders». Это предложение могло существенно повысить заработки их семьи, но оно также значило, что им придётся временно приостановить выступление со своим собственным номером. Решение было принято. Постановка стартовала в Чикаго 13 мая 1917 года.

Поскольку теперь у Лиллиан появилось свободное время, она забрала Джеки у своих родителей и взяла его с собой. Пока Джек был занят в постановке, Лиллиан и Джеки проводили время на пляже в Чикаго. В один из таких дней к ним подошёл человек, представившийся заместителем директора «Эссеней Филм» (англ. Essanay Film Manufacturing Company). Он сообщил, что в ближайшее время их студия планирует съёмку нового фильма «Малыш Скиннера» (англ. Skinner's Baby), и они ищут мальчика для исполнения одной из ролей. Он предложил Лиллиан попробовать Джеки на эту роль.

Она согласилась, и в назначенный день привела Джеки в студию. Джеки получил эту роль, выиграв её среди других кандидатов. Съёмки заняли немного времени, после чего им предложили продолжить сотрудничество. Но мать Джеки отказалась, поскольку эта работа предполагала очень маленькую оплату. Между тем постановка, в которой был занят отец Джеки, завершила выступление в Чикаго и двинулась дальше. Лиллиан вновь отвезла Джеки своим родителям и отправилась вслед за мужем.

Дебют на сцене

К тому моменту, когда Джеки исполнилось 3 года, его отец закончил выступление в постановке «The Show of Wonders» и установил сотрудничество с Аннет Келлерман (англ. Annette Kellerman). Их совместная постановка «An Intimate Revue» стартовала в Сан-Франциско. Поскольку Джеки уже достаточно повзрослел, Лиллиан забрала его у своих родителей, и с этого момента он жил вместе с ними.

Родители вовсе не планировали, что Джеки пойдет по их стопам. С их собственных слов, у них не было совершенно никаких идей по поводу того, как устроить будущее Джеки. Однако согласно традициям актёрских семей, они обучают Джеки всему, что умеют и знают сами — танцу, вокалу, импровизации. Джеки также постоянно присутствует в театре во время репетиций и выступлений родителей.

В 1918 году американское общество было встревожено появлением нового танца «Шимми» (англ. Shimmy). Танец был настолько раскованным, что он вызвал неоднозначную реакцию среди политиков, деятелей культуры и представителей шоу-бизнеса. Общество разделилось на сторонников и противников нового танца, между которыми шло активное противостояние. Некоторые штаты ввели запрет на этот танец. Отдельные личности и танцевальные ассоциации не хотели признавать в шимми танца, и пытались добиться полного его запрета или установления определённых правил выступления с ним. Любое заведение, в котором было бы замечено хотя бы одно выступление с этим танцем, сильно рисковало привлечь к себе внимание полиции, и могло в результате этого даже потерять лицензию.

Однако несмотря на напряжённость в обществе, танец продолжал завоёвывать популярность. Джеки также был обучен элементам этого танца. Точно неизвестно, планировал ли отец Джеки представить зрителям своего сына или это решение было спонтанным, но однажды, когда Джеки было 4 года, его отец после окончания номера вышел на вызовы зала вместе с ним. Джеки дали возможность показать себя и станцевать этот танец в своей версии.

Зрителям очень понравился выход Джеки, и Аннет вскоре предложила его отцу включить Джеки в номер, за что бы ему дополнительно заплатили. Воодушевлённый этим предложением, отец Джеки решил разнообразить выступление своего сына, и даже подобрал ему речь Дэвида Уорфилда (англ. David Warfield) из постановки «The Music Master». С этого момента Джеки становится полноправным участником сцены и по возможности выступает вместе с родителями.

Встреча с Чарли Чаплином

Июльским вечером 1919 года постановка «An Intimate Revue», которая продолжала свои странствия по крупным городам США, дала своё очередное выступление в Оперном театре Лос-Анджелеса (англ. Los Angeles Orpheum Theater, современное название «Palace Theater») перед переездом в следующий город. Как и во время выступления в Сан-Франциско, Джеки вывели на сцену, где он прочитал свою речь и исполнил танец шимми.

В этот день среди зрителей был Чарли Чаплин, который как раз искал вдохновение для своего нового фильма. В это время у Чарли был заключён контракт со студией «First National», согласно которому он должен был снять для неё 8 небольших фильмов. Чарли подробно описал в своей автобиографии, как состоялось его знакомство с Джеки:

…Чтобы отвлечься, я пошёл в «Орфеум». Там выступал какой-то танцор-эксцентрик, ничем особенным не отличавшийся. Закончив номер, он вывел на сцену своего четырёхлетнего сына. Мальчик поклонился публике вместе с отцом, а потом вдруг сделал несколько забавных движений, посмотрел на зрителей, помахал рукой и убежал. Публика была в восторге, и мальчику пришлось снова выйти на сцену. На этот раз он исполнил другой танец, который мог бы произвести неприятное впечатление, если бы не исполнитель. Но Джеки Куган был очарователен, и зрителям танец очень понравился. Что бы он ни делал, этот малыш, все в нём было очаровательно.

Появление на сцене маленького мальчика заставило Чарли вспомнить своё детство, когда он был вынужден выходить на сцену, чтобы заработать денег. Это вдохновило его на идею фильма, где могли бы сыграть он сам и Джеки.

После окончания номера Чарли договорился встретиться с родителями Джеки, чтобы рассказать им об этой идее. Встреча состоялась через несколько дней в холле отеля «Александрия» (англ. Alexandria Hotel). Но, прежде чем начать работу над этим фильмом, Чарли решил проверить способности Джеки, задействовав его в небольшой роли в своём новом фильме «Удовольствия дня» (англ. A Day's Pleasure). Родители Джеки дали Чарли своё согласие, и вскоре начались съёмки, в процессе которых Чарли убедился, что Джеки обладает не только талантом, но и харизмой.

Решиться же окончательно на заключение контракта на съёмки Джеки, Чарли подтолкнуло одно интересное событие:

…Я вспомнил о нём примерно через неделю, когда сидел в павильоне, окружённый актёрами, и раздумывал над темой будущей картины… Я стал рассказывать об увиденном в «Орфеуме», упомянул о мальчике Джеки Кугане, который вышел с отцом на вызовы зала. Тут кто-то сказал, что читал в утренней газете, что Роско Арбакль пригласил Джеки Кугана сниматься в его фильме. Эта новость словно громом поразила меня. Боже мой! Как же я об этом не подумал? Конечно, он был бы великолепен на экране! И я начал придумывать трюки и сюжетные ситуации, в которых мог бы с ним сыграть… «Но к чему это все? Арбакль подписал с ним контракт и, видимо, придумал что-нибудь в том же роде. И почему я не подумал об этом раньше!»…

Чарли очень сильно расстроился, что упустил возможность пригласить Джеки. Однако как стало известно на следующий день, Чарли и сотрудники его студии ошиблись. Роско Арбакль (англ. Roscoe Arbuckle) заключил контракт на съёмки не Джеки, а его отца. Чарли немедленно встретился с отцом Джеки и контракт, который позже сделает Джеки известным актёром, был заключён.

Фильм «Малыш»

Съёмки фильма, изначально получившего название «Беспризорный» (англ. The Waif), начались в июле 1919 года. Этот фильм должен был стать очередной работой Чарли в рамках его контракта с «First National». Контракт на съёмки Джеки в этом фильме был заключён с его отцом, который также должен был сняться в фильме в небольшой роли. Согласно условиям контракта, Чарли должен был платить Джеки $75 в неделю, а его отцу — $125.

Однако уже в процессе работы над фильмом Чарли переименовал его в «Малыш» (англ. The Kid), поскольку роль Джеки по сюжету оказалась более значимой, чем он предполагал изначально. Чарли настолько увлёкся съёмками, что нарушил все возможные сроки сдачи работы, и его контракт со студией «First National» был под угрозой расторжения. Студия все же дала Чарли дополнительное время на завершение фильма, когда увидела процесс съёмки и игру Джеки. Съёмки фильма заняли 154 рабочих дня, а ещё 118 рабочих дней потребовалось на его монтаж. На фильм было истрачено 200 000 футов плёнки, что было совершенно уникально для того времени.

Премьера фильма «Малыш» состоялась в Нью-Йорке 21 января 1921 года. Фильм шёл в прокате с большим успехом. Сам Чарли объяснял успех этого фильма тем, что ему удалось совместить в нём одновременно трагедию и комедию, что ранее никогда не применялось. Этим фильмом Чарли удалось не только привлечь внимание общественности к проблеме бездомных, но и представить миру Джеки как актёра и сформировать тематику его будущих фильмов.

Игра Джеки в этом фильме была признана замечательной. Через некоторое время после премьеры фильма Джеки и его родителей посетили журналисты ведущих газет, чтобы задать несколько вопросов.

Между Чарли и Джеки в процессе съёмок этого фильма установились очень дружественные отношения. Чарли называл Джеки своим партнёром, и после завершения работы над фильмом неоднократно посещал их семью, давал советы и рекомендации, и наблюдал за его дальнейшими успехами. Однако несмотря на успех их совместной работы, Чарли не стал продолжать сотрудничество с Джеки. В качестве бонуса за участие Джеки в этом фильме Чарли заплатил его отцу дополнительно $5000.

Контракт с «First National»

Первым человеком, который решил повторить успех сотрудничества с Джеки, был Сол Лессер (англ. Sol Lesser), один из соучредителей киностудии «First National». В 1921 году он подписывает контракт с отцом Джеки на съёмки его сына в фильме «Плохой мальчик Пека» (англ. Peck's Bad Boy). Сценарий для этого фильма был написан по мотивам популярного в то время одноимённого романа Джорджа Уилбура Пека (англ. George Wilbur Peck). Поскольку Сол тогда работал как самостоятельный продюсер, фильм было решено снимать на киностудии «Selig Film Company». За съёмки в этом фильме Джеки должен был получать $5000 в неделю. Однако съёмки были вскоре приостановлены по причине банкротства киностудии.

Съёмки было решено продолжить на киностудии «First National», уменьшив оплату за участие Джеки в этом фильме до $1000 в неделю. Премьера фильма состоялась весной 1921 года и получила множество восторженных отзывов. Сотрудничество было признано успешным, и «First National» заключила контракт с родителями Джеки на дальнейшие съёмки их сына.

В этом же году студия начинает съёмки фильма «Мой мальчик» (англ. My Boy), вновь возвращаясь к сюжетной линии, выбранной Чарли в фильме «Малыш» (1921). Сценарий нового фильма был написан Солом совместно с Альбертом Остином (англ. Albert Austin), но сам фильм снимался и монтировался под чётким руководством отца Джеки. Однако этот фильм не был успешным и не принёс никакой выгоды. На съёмки фильма было потрачено $60 000, в то время как сборы от его показа составили только $50 000. Его сюжет был практически полностью скопирован с фильма «Малыш» (1921).

В следующих фильмах продюсерами было решено отказаться от юмористической составляющей, и новые фильмы с участием Джеки стали грустными драмами, хотя и со счастливым концом. Это решение сделало фильмы более успешными, а Джеки заслужил звание «великого трагического героя».

К 1923 году, когда на экраны вышел фильм «Папочка» (англ. Daddy), Джеки уже являлся одним из самых востребованных и высокооплачиваемых актёров Голливуда, хотя к тому моменту ему было всего 9 лет.

Корпорация «Jackie Coogan Productions»

Летом 1922 года родители Джеки обращаются в Верховный Суд Лос-Анджелеса (англ. Los Angeles Supreme Court), чтобы получить разъяснения по ряду вопросов. До этого момента все контракты на съёмки Джеки заключались с его отцом, и многие стали задавать вопросы относительно того, как и куда тратятся эти деньги. Родители Джеки хотели не только развеять сомнения общественности, но и защитить капитал своего сына в случае непредвиденных обстоятельств.

В то время в законодательстве Калифорнии не было чётко расписано, как следует распоряжаться капиталом, накопленным ребёнком в детстве. Фактически все эти деньги принадлежали родителям ребёнка. Поэтому суд дал им право распоряжаться капиталом Джеки полностью и по своему усмотрению. Отец Джеки был назначен управляющим делами своего сына и получил право заключения всех контрактов, а мать — финансовым менеджером и ответственным лицом за его капитал.

Родители Джеки также подали петицию, которая с этого момента устанавливала, что все заработанные их сыном деньги принадлежат только ему, а они обязуются сохранить их до того момента, когда Джеки сможет распоряжаться деньгами самостоятельно. Петиция была принята судом, с учётом того, что родители Джеки будут время от времени предоставлять финансовую отчётность для контроля.

Однако в январе 1923 года родители Джеки вновь посетили здание суда и отменили своё прежнее решение. К этому моменту отец Джеки основал корпорацию, чтобы более эффективно управлять капиталом своего сына. Корпорация получила название «Джеки Куган Продакшн» (англ. Jackie Coogan Productions, Inc) и была официально зарегистрирована в начале декабря 1922 года с уставным капиталом всего лишь в $60 000. С этого момента все контракты на съёмки Джеки должны были заключаться с корпорацией, а деньги — распределяться определённым образом между Джеки и его родителями.

Во многих интервью, которые Джеки давал уже будучи во взрослом возрасте, он отмечал, что у его отца оказались отличные предпринимательские и организаторские способности. Даже не имея необходимого образования и опыта, его отец вполне успешно управлял корпорацией, выступал директором, менеджером, бухгалтером, продюсером, а также писал сценарии, и даже сам монтировал фильмы. Под его руководством бюджет многих фильмов удалось сократить до минимума и тем самым увеличить доходы корпорации.

В 1923 году все же был нанят более опытный человек для управления корпорацией. Родители Джеки планировали вкладывать деньги в автомобильный бизнес, а это требовало более грамотного и опытного руководства. Новым управляющим корпорации стал бизнесмен Артур Бернштейн (англ. Arthur Bernstein), приехавший в Сан-Франциско из Нью-Йорка на ежегодные бизнес-встречи. Отец Джеки предложил ему зарплату в $10 000 в неделю, и он сразу же согласился. Артур быстро стал не только ведущим человеком корпорации, но и фактически членом их семьи. Отец Джеки с этого момента смог посвятить себя полностью продюсированию и продвижению Джеки.

За свою историю «Jackie Coogan Productions» снимет 33 фильма, из которых 3 — со звуком. Корпорация будет ликвидирована в 1939 году по взаимному согласию учредителей.

Бренд «Jackie Coogan»

В 1920-х отец Джеки подписывает множество контрактов на выпуск брендовых товаров с именем своего сына. Первым шагом к монетизации образа Джеки послужили статьи, активно печатавшиеся в местных газетах с момента выхода фильма «Малыш» (1921). За каждую статью, посвящённую Джеки, его отец получал несколько центов. А в середине 1920-х предложения задействовать Джеки в том или ином мероприятии или в рекламе поступали постоянно. Фотография Джеки, помещённая на том или ином товаре, существенно увеличивала его продажи.

Под брендом «Jackie Coogan» появляются: одежда, игрушки, школьные принадлежности, кондитерские изделия. Всего было выпущено около 60-ти наименований различных товаров. Наиболее популярными товарами были кепки и куклы. Линия брендовой одежды приносила корпорации «Jackie Coogan Productions» примерно $100 000 дохода в год. Джеки также рекламировал игрушки и сигареты. Некоторые из этих товаров можно приобрести и сейчас на аукционе eBay.

Благотворительность

Популярность Джеки использовалась также и для благотворительных целей. В 1922 году родители Джеки получили предложение от «Near East Foundation» задействовать их сына в кампаниях по сбору гуманитарной помощи. Образ «маленького бродяги», который продолжал быть ведущим в фильмах Джеки, должен был привлечь внимание общественности к проблемам голодающих детей Востока. В то же время само участие Джеки в этих кампаниях могло увеличить интерес к нему самому. Родители согласились, и с этого момента большинство мест, где демонстрировались фильмы Джеки, превратились в пункты сбора гуманитарной помощи, а входным билетом на очередной сеанс стала банка сухого молока.

В августе 1924 года Джеки вместе с отцом, менеджером «Jackie Coogan Productions» и своим персональным учителем, отправляется в международный тур «10,000-mile Jackie Coogan Million Dollar Near East Relief Milk Campaign», чтобы собрать деньги, продовольствие и одежду для десятков тысяч детей, оставшихся без крова в греко-турецкой войне 1922 года. Это путешествие займёт у него 4 месяца, он посетит 25 городов на территории США и 5 европейских стран, а также встретится со многими известными людьми. В тех местах, где он проезжает, устраиваются пункты сбора гуманитарной помощи и торжественные мероприятия.

2 августа Джеки из Лос-Анджелеса отправляется на восток США в специальном поезде, принимая одежду, консервы и сухое молоко. В Чикаго он был провозглашён мэром на 10 минут. В Бостоне мэр Джеймс Майкл Керли вручила ему ключи от города. В Нью-Йорке 40 000 человек приветствовали его на Проспект-парк (англ. Prospect Park). 6 сентября, провожаемый 300 000 человек, он отплывает в Европу. В Лондоне тысячи людей постоянно находились рядом с отелем, где Джеки остановился вместе с отцом, и ему приходилось каждый час выходить на балкон, чтобы поприветствовать их. В Париже 15 000 человек встречали его у Северного вокзала (англ. Gare du Nord). В Женеве Лига Наций (англ. League of Nations) была закрыта, чтобы её сотрудники имели возможность увидеть Джеки. В Риме у него было 20 минут личной аудиенции с Папой Пием XI . Затем 15-минутная встреча с Бенито Муссолини .

Кампания завершилась осенью в Греции. В результате этого мероприятия удалось собрать одежды и продовольствия на $35 000 000, а Джеки был награждён несколькими медалями. Джеки вместе с отцом в рамках этого тура также дали несколько выступлений в Европе.

Контракт с «Metro Pictures»

В 1923 году срок контракта с «First National» подошёл к концу, и отец Джеки получил множество предложений от других ведущих киностудий и частных продюсеров. Предпочтение было отдано «Metro Pictures» (совр. название «Metro-Goldwyn-Mayer»), которая предложила контракт на $1 000 000 и $500 000 в качестве бонуса за его подписание.

Новый контракт был рассчитан на 2 года, в течение которых Джеки должен был сняться в 4-х фильмах. «Jackie Coogan Productions» также должна была получать 60 % от выручки с этих фильмов в течение года после выхода их в прокат. Джеки мог сняться и в большем количестве фильмов, но его отец через год после подписания этого контракта установил ограничение, согласно которому Джеки мог сниматься максимум в 2-х фильмах в год, чтобы иметь возможность получить образование.

В возрасте 10 лет Джеки поступил в «Городскую Военную Академию» (англ. Urban Military Academy). В то время эта академия была единственной частной школой в Калифорнии, и здесь обучались многие дети из известных и обеспеченных семей. Учёба в этой школе осуществлялась на основе полного пансиона, поэтому Джеки возвращался домой только на выходные, а сниматься в кино мог только во время каникул.

Во время действия этого контракта, согласно его условиям, Джеки зарабатывал $25 000 в неделю, отец Джеки — $5000 в неделю, а мать Джеки — $1000 в неделю.

Первой же работой в рамках этого контракта стал фильм «Да здравствует Король» (англ. Long Live the King), снятый по одноимённому роману Мэри Робертс Райнхарт (англ. Mary Roberts Rinehart). Съёмки фильма обошлись «Metro Pictures» в $600 000, большая часть которых была израсходована на сооружение декораций и костюмов. К концу 1923 года он был признан одним из самых лучших из всех когда-либо снятых к этому моменту фильмов.

В 1924 году «Metro Pictures» была объединена вместе с другими небольшими студиями в корпорацию, получившую название «Metro-Goldwyn-Mayer». Отец Джеки развил под своим руководством на студии активную киносъёмочную деятельность, самостоятельно распределял бюджет фильмов Джеки, оказывал влияние на принимаемые студией решения. Руководство корпорации в лице Луиса Майера (англ. Louis Mayer), было не всегда согласно с тем, как отец Джеки ведёт съёмки. В результате к моменту окончания сроков очередного контракта между отцом Джеки и руководством возник серьёзный конфликт, и действие контракта не было продлено. Студия была рада «избавиться» от такого «дорогого» актёра, интерес к которому к этому моменту уже стремительно начал падать.

Позже Луис Майер припомнит Джеки этот конфликт и «отомстит» ему тем, что запретит ведущим киностудиям, которые находились под его контролем, приглашать Джеки сниматься в кино. Это было одной из причин неудач уже взрослого Джеки в кино в послевоенное время.

Контракт с «Paramount Studios»

Новый контракт не заставил себя ждать. «Paramount Studios» (совр. название «Paramount Pictures») предложила Джеки принять участие в её первых звуковых фильмах: «Том Сойер» (англ. Tom Sawyer) (1930) и «Гекльберри Финн» (англ. Huckleberry Finn) (1931). Во время действия этого контракта Джеки зарабатывал $7500 в неделю. Однако особого интереса у зрителя эти фильмы не вызвали, несмотря на высокую популярность одноимённых романов.

Джеки между тем был занят подготовкой к поступлению в университет. Он обучается в различных частных подготовительных школах и у частных преподавателей. В 1932 году, как и советовали ему родители, он поступает в «Университет Санта-Клары» (англ. Santa Clara University), чтобы получить образование в бизнес- и юридической сферах. Однако вскоре его отчисляют оттуда за неуспеваемость и плохое поведение. Он переходит в «Университет Южной Калифорнии» (англ. University of Southern California). Вскоре его отчисляют и оттуда по тем же причинам. Больше никуда Джеки поступать не пытался и просто ждал своего совершеннолетия, когда он должен был получить свои деньги.

Переломный момент

К 1933 году интерес к Джеки угас настолько, что «Jackie Coogan Productions» пришлось подписать контракт с «Talisman Studios» на съёмки Джеки в серии короткометражных низкобюджетных фильмов. Фактически карьера Джеки в кино подошла к концу.

Джеки между тем пытается начать самостоятельную карьеру в шоу-бизнесе. Вместе с Джуниором Даркиным (англ. Junior Durkin), с которым они вместе снимались в фильме «Том Сойер» (1930) и Робертом Хорнером (англ. Robert Horner), сыном одноимённого режиссёра, они строят планы на съёмки своего первого самостоятельного фильма. Но этим планам не суждено было сбыться.

4 мая 1935 года, возвращаясь со своего ранчо, Джеки, его отец, Джуниор Даркин, Чарльс Джонс (англ. Charles Jones) и Роберт Хорнер попадают в автокатастрофу на шоссе между Сан-Диего (англ. San Diego) и Империал-Валли (англ. Imperial Valley). Около Сан-Диего их машина на огромной скорости съезжает с дороги в кювет и несколько раз переворачивается. Джеки останется единственным выжившим в этой автокатастрофе.

Позже Джеки расскажет следствию, что за рулём автомобиля был его отец, и ему пришлось резко вывернуть руль, поскольку их подрезал другой автомобиль. Однако никаких свидетелей этого происшествия найдено не будет, а позже также будет выяснено, что отец Джеки управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и существенно превысил скорость.

После этих трагических событий в жизни Джеки и его семьи произошли серьёзные преобразования. Управление «Jackie Coogan Productions» перешло к матери Джеки. Кроме этого, через некоторое время она вышла замуж за менеджера их корпорации, Артура Бернштейна, а Джеки стал часто слышать неприятные для него разговоры, что своих денег он не получит.

Судебный процесс

Джеки к своему совершеннолетию оказался в весьма затруднительном положении. Всё время до этого все деньги, которые он зарабатывал, получали его родители. «Jackie Coogan Productions» еженедельно платила ему определённую сумму, но поскольку Джеки ещё не мог распоряжаться этими деньгами, его родители согласно своему обещанию, должны были сохранять их на будущее.

Каждую неделю, начиная с момента основания корпорации «Jackie Coogan Productions» и до момента своего совершеннолетия, Джеки получал всего лишь примерно $6 на карманные расходы. Теперь, когда ему исполнился 21 год, не было и этих денег. Сниматься в кино его больше не приглашали, его попытка начать самостоятельную карьеру в шоу-бизнесе не удалась, и фактически ему было не на что существовать. Ему даже было негде жить, поскольку вся недвижимость и другое имущество, приобретённое родителями на заработанные им деньги, было приписано им же.

Джеки неоднократно обращается к своей матери с желанием получить свои деньги, однако никаких результатов это не приносит. В апреле 1938 года он обращается в суд и предъявляет иск своим матери и отчиму на $4 000 000. Именно такая сумма, по подсчётам Джеки, была заработана им в период с 1921 по 1938 год.

В своём иске Джеки утверждал, что отец постоянно уверял его, что заработанные им деньги откладываются для него, и будут переданы ему, когда он достигнет совершеннолетия. Когда же наконец ему исполнился 21, никаких денег он так и не получил. В то же время его мать, вызванная в суд по этому иску, сообщила, что никогда и ни в какой форме таких обещаний они Джеки не давали.

Однако вскоре ей пришлось отказаться от этих слов, поскольку адвокаты Джеки в таком случае могли отменить право распоряжаться его деньгами, которое было дано его родителям в 1922-м и 1923 году взамен обещания сохранить его деньги. С этого момента она утверждала, что Джеки был безответственным человеком, и ему нельзя было доверить такие деньги. Она также уточнила, что денег Джеки заработал гораздо меньше, примерно $1 300 000.

В ходе первоначального расследования, когда судье были предоставлены документы «Jackie Coogan Productions», было найдено подтверждение, что отец Джеки основал корпорацию именно для того, чтобы сохранить капитал Джеки на его будущее. Кроме того, за отца Джеки и его обещание сохранить капитал своего сына поручился актёр Уоллес Бири (англ. Wallace Beery), неоднократно сотрудничавший с ним. В результате подозрение пало на менеджера «Jackie Coogan Productions», Артура Бернштейна, который практически сразу после трагических событий женился на матери Джеки. Адвокатом Джеки было высказано предположение, что он мог оказать влияние на его мать и запретить ей отдать деньги Джеки. Однако вскоре его алиби было также подтверждено, и расследование было отложено до детального изучения финансовых документов корпорации.

Дело затягивается на 18 месяцев. Джеки пришлось пройти через множество неприятных показаний и слушаний. Его мать на судебных процессах постоянно указывала на закон, согласно которому они, как родители, имели все права на использование капитала своего ребёнка. Она была согласна, что Джеки заработал эти деньги, но они не принадлежали ему. Кроме того, она постоянно утверждала, что для Джеки все съёмки были лишь развлечением и игрой. Но многие, кто участвовал в съёмках Джеки, говорили, что для него это была тяжёлая и самая настоящая работа.

В заключительном отчёте финансового расследования было установлено, что корпорация «Jackie Coogan Productions» в период с 1923 по 1936 заработала более $3 000 000. Однако из всех этих денег осталось примерно $250 000. Главным расточителем капитала корпорации оказался покойный отец Джеки, который, кроме этого, ещё и оказался должником — его долг составлял примерно $85 000. Также было выяснено, что родители никогда не откладывали для Джеки никаких денег.

Были установлены и мотивы действий родителей Джеки. Деньги, которые «Jackie Coogan Productions» получала от всех контрактов, родители Джеки решили не хранить на счёте в банке, а вкладывать в недвижимость и различный бизнес. К своему совершеннолетию Джеки должен был стать не только владельцем всего состояния корпорации, но и получать причитающиеся ему деньги от какого-то работающего бизнеса. Однако эти задумки выполнить не удалось по ряду причин.

Основные деньги корпорации были «потеряны» в результате неудачных инвестиций и необдуманных трат. Родители Джеки скупали все, что по их мнению было грамотным вложением денег: нефтяные вышки, бензоколонки, поля для гольфа, небольшие производства и различную недвижимость. Так как у них не было необходимых навыков ведения бизнеса, вскоре эти приобретения становились убыточными и их приходилось продавать. Значительная часть денег также была вложена в акции «General Motors», которые были потеряны в результате обвала рынка в середине 1920-х.

У Джеки также не оказалось совершенно никаких способностей к ведению бизнеса, — он даже не смог получить необходимое образование. Попытки родителей привлечь его к управлению делами ни к чему не привели — Джеки требовал свои деньги, а они все были вложены в дело.

Основной конфликт между ними возник в тот момент, когда Джеки решил жениться на Бетти Грейбл. Эта свадьба предполагала, что Джеки придется потратить на Бетти огромные деньги. Джеки был уверен, что такие деньги у него есть, однако его родители знали обратное.

В 1939 году Джеки, его мать и отчим приходят к решению ликвидировать корпорацию и поделить весь оставшийся капитал и имущество. В результате подписания этого соглашения Джеки получил $126 000, дом в Лос-Анджелесе и права на некоторые свои фильмы. Однако полученные им плёнки были уже никому неинтересны, в своём доме в Лос-Анджелесе Джеки не появлялся, поскольку он навевал ему воспоминания детства, а деньги очень быстро закончились. Часть денег пошла на закрытие различных долгов и оплату услуг адвокатов, другую же часть Джеки вложил в авторемонтный бизнес. Поскольку у него не было необходимых навыков, эти вложения были фактически потеряны.

«Закон Кугана»

Во время судебного процесса, инициированного Джеки, было признано, что законодательство штата Калифорнии имеет серьёзные пробелы относительно защиты капитала, накопленного ребёнком в детстве. В обществе и прессе стали появляться волнения, что других детей-актёров, Ширли Темпл, Микки Руни, Джейн Уитерс, Дину Дурбин, Фредди Бартоломью, видимо, ждёт судьба Джеки. Член местного законодательного органа пообещал в скором времени принять закон, который бы впредь позволил избежать подобной ситуации, в которой оказался Джеки.

Как и было обещано, в 1939 году появляется закон, получивший название «Закон Кугана» (англ. Coogan's law), также известный под другими названиями: «Coogan Act», «Coogan Bill», «California Child Actor’s Bill», призванный сохранить капитал, заработанный ребёнком в детстве. Смысл этого закона заключается в том, что работодатель с этого момента мог заключить контракт на привлечение ребёнка к творческим работам только в том случае, если определённый процент от суммы этого контракта будет перечислен на личный счёт ребёнка или в какой-то другой сберегательный фонд. На момент создания закона эта сумма составляла 50 % от суммы контракта. Эти деньги будут принадлежать ребёнку, но он сможет воспользоваться ими только по достижении совершеннолетия. Так Джеки и ситуация, в которой он оказался, сделали большой вклад в развитие кинематографа.

Этот закон и сегодня является одним из важнейших законов штата Калифорния, защищающих капитал ребёнка-актёра. Начиная с 2000 года, согласно новой версии закона, сумма отчислений на личный счёт ребёнка должна составлять как минимум 15 %, но может быть увеличена по желанию родителей.

При заключении контракта на привлечение ребёнка к творческим работам один из родителей ребёнка становится ответственным лицом, с которым непосредственно и заключается контракт. Для организации сберегательного фонда родители должны открыть в одном из банков специальный счёт, который называется «Счет Кугана» (англ. Coogan Account).

Военная служба

В марте 1941 Джеки решает отправиться на военную службу, чтобы хоть как-то решить свои финансовые проблемы. Его принимают санитаром в Медицинский корпус (англ. Medical Corps), а через некоторое время он будет переведён в Корпус Военно-воздушных сил (англ. Army Air Corps) по своему желанию. Это стало возможным, так как Джеки в подростковом возрасте окончил военную академию и получил лицензию пилота. Здесь он усовершенствует свои знания и навыки в области лётного дела, а также получит звание лётного офицера (англ. Flight Officer).

После этого Джеки работал как преподаватель лётного дела и служил в Бирме в качестве добровольца Первой воздушно-десантной группы (англ. 1st Air Commando Group). Во время операции в Бирме в марте 1944 года он был первым пилотом планера, который посадил Союзнические войска позади расположения противника. В мае 1945 года он вернулся домой, а в декабре этого же года он был полностью освобождён от военных обязательств, отслужив 5 лет. Позже он был награждён Воздушной медалью США за особые заслуги (англ. Air Medal for meritorious service).

Возвращение в кино

После возвращения c фронта Джеки вновь мечтает о том, чтобы сниматься в кино. Его возвращение встречают с радостью, но работы для него в шоу-бизнесе нет. Послевоенный Голливуд претерпел серьёзные изменения. Многие студии разорились, остальные же были сильно ограничены в финансах. Сам Джеки описывал эту ситуацию так:

«Я знал всех в Голливуде, и все знали меня. Я, конечно, мог бы пойти к продюсерам, но они бы мне сказали: „И что мы будем с тобой делать?“»

Он берётся за любую работу. В 1946 году он участвует в кампаниях по привлечению частного капитала на военные цели (англ. War Bond drives). В 1950-х он работает в сфере продаж и занимает должность менеджера по рекламе по продажам вытяжек для кухонных плит, а также продаёт фотоаппараты и подержанные легкомоторные самолёты. Благодаря сохранившимся связям, ему удаётся время от времени возвращаться в шоу-бизнес: он продюсировал балет на льду и появлялся в ночных клубах.

В 1947 году он получает возможность вернуться в кино. Вместе с Джеки Купером (англ. Jackie Cooper) они снимаются в фильме «Здесь был Килрой» (англ. Kilroy Was Here). С этого момента Джеки будет сниматься в кино до конца своей жизни практически постоянно. Однако в большинстве своем всё это были незначительные роли в качестве актёра второго плана и в эпизодах. Его также приглашали как почётного гостя на различные события в мире шоу-бизнеса.

Невозможность вновь повторить прежний успех очень расстраивает Джеки, он все чаще старается найти выход в алкоголе, и один раз даже был арестован за вождение в нетрезвом виде. Считается, что он также имел проблемы с наркотиками — в 1961 году он был арестован за хранение марихуаны.

Джеки смог лишь отдалённо приблизиться к своей прежней популярности, получив в 1964 году роль Дяди Фестера в телесериале «Семейка Аддамс» (англ. The Addams Family).

Последние годы

Последние годы своей жизни Джеки провел в Палм-Спрингс. У Джеки были серьёзные проблемы со здоровьем, которые, со слов его дочери, были вызваны побочным эффектом от его «красивой» жизни: малоподвижным образом жизни, склонностью к нездоровой пище, злоупотреблением алкоголем и сигаретами.

Джеки Куган умер 1 марта 1984 года в возрасте 69 лет от инфаркта в «Медицинском центре Санта-Моника» (англ. Santa Monica UCLA Medical Center). Похоронен на кладбище Святого креста в Калвер-сити, штат Калифорния.

Владелец страницы: нет
Поделиться