Остужев Александр Алексеевич
Остужев Александр Алексеевич

Остужев Александр Алексеевич — Биография

Алекса́ндр Алексе́евич Осту́жев (настоящая фамилия — Пожаров; 16 апреля 1874, Воронеж, — 1 марта1953, Москва) — русский и советский актёр. Народный артист СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Остужев стал ведущим актёром Малого театра в 1898 году.

Полностью потерял слух к 1910 году, однако продолжал играть главные роли до 1952 года, в том числе признанные критиками Отелло 1935 года и Уриэль Акоста 1940 года. Представитель героико-романтической школы, трагик.

Александр Пожаров родился в семье паровозного машиниста в Воронеже. Отучившись два года в техническом училище, на третьем году был отчислен за грубость с надзирателем. После этого сменил несколько специальностей, зарабатывая на жизнь. В 1894 году впервые вышел на сцену Воронежского театра, первоначально не имея образования и исполняя эпизодические роли. В любительских постановках его заметил Александр Южин, пригласивший Остужева в Малый театр и устроивший на два года на Драматические курсы Московского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), где его педагогами стали Ленский и Немирович-Данченко, со стипендией в 300 рублей.

По окончании училища в 1898 году Остужев был принят в труппу Ленского, где взял псевдоним «Остужев» (от «стужа»). Наиболее распространённая версия, которую пересказывал и сам Александр, заключается в том, что режиссёр боялся, что фамилия «Пожаров» может быть перепутана с криками о пожаре. Историк Юрий Эйхенвальд предложил другую версию — Ленский дал Пожарову псевдоним, чтобы «остудить» его горячий нрав. В 1902 году критики назвали его совершенным Ромео, постановка с ним собрала рекордную сумму, но вскоре Александр был вынужден покинуть Малый из-за своего характера: он подрался с другим актёром и был уволен. В сезоне 1901—1902 Остужев выступал на сцене Театра Корша, а затем был принят назад в Малый, где играл до конца жизни.

Остужев был также знаменит благодаря своему голосу. Томмазо Сальвини, смотревший «Отелло», где Александр играл Кассио, всерьёз предлагал ему уйти в пение бельканто. Однако Всеволод Мейерхольд считал, что сценической карьере Остужева мешает его голос.

В конце 1900-х Остужев постепенно перешёл от романтических ролей юности к драматическим; он часто играл сына, когда Мария Ермолова играла мать (к примеру, Незнамов в «Без вины виноватых», а также играл с Жадовым в «Доходном месте» Островского, Освальда в «Привидениях» Ибсена. В этот период карьера Остужева могла прерваться: около 1908 года он начал терять слух из-за болезни Меньера, и к 1910 году актёр полностью оглох. Однако Остужев не прекратил выступать: в августе 1909 года, незадолго до полной глухоты он сыграл трагическую роль Лжедмитрия I в постановке «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»; полностью потеряв слух, сыграл в новых постановках шекспировских комедий — Фердинанда в Буре, Орландо в Двенадцатой ночи (1912) и Бассанио в Венецианском купце (1916).

Он создал методику работы, чтобы остаться на сцене — запоминал полностью слова всех ролей до первой репетиции, чтобы иметь возможность читать по губам реплики коллег и иногда помогал им, выступая в качестве суфлёра незаметно от зрителей. Он полностью контролировал свой голос и позже говорил, что его поздняя карьера обязана внутренней концентрации, появившейся из-за глухоты. Помимо сцены Остужев в качестве хобби занимался металлообработкой, его небольшое жилище состояло лишь из спальни и мастерской.

Глухота Остужева в сочетании с репутацией театральной звезды представляла проблему для режиссёров, и с момента потери слуха до 1935 года, когда Александр встретил режиссёра Сергея Радлова, он не работал ни с одним профессиональным режиссёром. Радлов писал Остужеву длинные письма, таким образом направляя его работу.

Владелец страницы: нет
Поделиться