Бесчастнов Александр Георгиевич
Бесчастнов Александр Георгиевич

Бесчастнов Александр Георгиевич — Биография

Александр Георгиевич Бесчастнов (1957—2001) — советский и российский лётчик. Герой Российской Федерации (2002, посмертно). Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (1997).

Александр Георгиевич Бесчастнов родился 14 апреля 1957 года в городе Иркутске, административном центре Иркутской области РСФСР СССР (ныне город, областной центр Российской Федерации). Русский. В Советской Армии А. Г. Бесчастнов с 1974 года. После окончания Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков в 1978 году служил в строевых частях военно-воздушных сил СССР. В запас Александр Георгиевич уволился в 1985 году в звании старшего лейтенанта. В 1986 году окончил Школу лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова. С июля 1986 года А. Г. Бесчастнов — инструктор Школы лётчиков-испытателей в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова.

С 1986 года лётчик-испытатель А. Г. Бесчастнов проводил испытания различных типов самолётов по программам института, включавшим исследование машин на устойчивость, управляемость, прочность, большие углы атаки и штопор. Александру Георгиевичу довелось работать на летающих лабораториях Су-27ПС, Су-30 и МиГ-29ЛЛ, испытывать опытные образцы китайского учебно-боевого реактивного самолёта Hongdu JL-8, отрабатывать режимы дозаправки маневренных самолётов в воздухе. С начала 90-х годов лётчик-испытатель А. Г. Бесчастнов входил в пилотажную группу, демонстрировавшую образцы российской военной авиационной техники на зарубежных авиасалонах.

Лётное происшествие на авиашоу в честь 75-летия британских ВВС на авиабазе Фэйрфорд едва не поставила крест на карьере лётчика-испытателя Бесчастнова. При выполнении лётчиками Бесчастновым и Тресвятским двойной петли столкнулись и рухнули на землю два МиГ-29. И хотя обошлось без жертв, Александра Георгиевича на несколько лет отстранили от серьёзной работы. Лишь в 1997 году его включили в группу лётчиков-испытателей высотного самолёта М-55 «Геофизика», на котором он совершил ряд уникальных полётов по программе исследования верхних слоёв атмосферы. В том же 1997 году Александру Георгиевичу указом Президента Российской Федерации № 1343 от 18 декабря 1997 года было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации». В 1999—2000 годах на самолёте М-55 А. Г. Бесчастнов совершил ряд полётов в районы Атлантики, Антарктиды, Огненной Земли и Сейшельских островов. Осенью 2000 года вместе с лётчиком-испытателем Героем Российской Федерации А. Ю. Гараевым Александр Георгиевич принимал участие в лётном эксперименте, осуществлённом в рамках проводимого Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) расследования причин катастрофы пассажирского самолёта Як-40, в которой погиб известный российский журналист Артём Боровик.

В мае 2000 года в в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета ОКБ имени В. М. Мясищева была подана заявка на сертификацию ближнемагистрального пассажирского самолёта М-101Т «Гжель». Сертификационные заводские испытания начались в ноябре 2000 года. 12 сентября 2001 года для очередного испытательного полёта с аэродрома «Раменское» в воздух поднялся экипаж в составе командира корабля О. А. Щепеткова и второго пилота А. Г. Бесчастнова. Согласно полётному заданию лётчикам предстояло разогнать самолёт до расчётной скорости пикирования. Достигнув высоты около 3 километров экипаж начал снижение с одновременным разгоном. По достижении скорости 435 км/ч и высоты 2,2 километра в результате флаттера произошел отрыв обеих поверхностей руля высоты. Неуправляемый по тангажу самолёт стал терять высоту, и экипаж принял решение покинуть аварийную машины. О. А. Щепетков выпрыгнул с парашютом. Следом должен был прыгать А. Г. Бесчастнов, но в последний момент он заметил, что неуправляемый самолёт может рухнуть на посёлок Петровское. Вернувшись за штурвал, второй пилот увёл самолёт в сторону от посёлка. Однако прыгать было уже поздно, и Александр Георгиевич до конца пытался посадить неисправную машину. М-101Т упал в восьми километрах от аэродрома «Раменское». Спасатели эвакуировали ещё живого лётчика с места катастрофы, но от полученных множественных травм Александр Георгиевич скончался в вертолёте по дороге в больницу.

Указом Президента Российской Федерации № 709 от 9 июля 2002 года за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, летчику — испытателю федерального государственного унитарного предприятия «Летно — исследовательский институт имени М. М. Громова» Бесчастнову Александру Георгиевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Похоронен А. Г. Бесчастнов в посёлке Островцы Раменского района Московской области.

Владелец страницы: нет
Поделиться