Карабут Иван Лаврентьевич
Карабут Иван Лаврентьевич
11.06.1914 — 03.09.1944

Карабут Иван Лаврентьевич — Биография

Иван Лаврентьевич Карабут (11 июня 1914, г. Николаев — 3 сентября 1944, близ г. Остроленка) — Герой Советского Союза, командир эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, гвардии капитан.

Родился в г. Николаеве, однако вскоре семья переехала в Ростовскую область. И. Карабут после окончания 7-летки, учился в школе фабрично-заводского ученичества, работал на заводе. По призыву комсомола поступил в Батайскую авиационную школу гражданского воздушного флота, которую успешно окончил в 1937. Работал пилотом сельскохозяйственной авиации, затем в гражданской авиации в Средней Азии.

В январе 1941 года призван в РККА. Участник Великой Отечественной войны с первых же дней.

Фрагменты из наградного листа И. Л. Карабута:

"В Отечественной войне участвует с 29.07.41 г. по настоящее время. Из ря­дового летчика вырос до командира эс­кадрильи, опытного, мужественного и отважного воздушного воина, по­нимающего тактику врага и неустанно совершенствующего свое боевое мастерство. С начала войны товарищ Карабут в 210-м ближнебомбардировочном авиаполку летал на самолете «Су-2».

За 50 успешных боевых вылетов на самолете «Су-2» и за эффектив­ную бомбежку и штурмовку мотопехоты врага 5.12.41 г. награждён ор­деном Красного Знамени.

29.12.41 г. награждён орденом Отечествен­ной войны I степени за 128 успешных боевых вылетов на самолете «Су-2», из них: 38 вылетов — на штурмовку мотомехколонн, 29 — на разведку, остальные — на бомбардировку вражеских переправ, позиций, объектов.

28.05.43 г. товарищ Карабут награждён третьей правительственной наградой — вторым орденом Красного Знамени за умелое командование эскадрильей и за лично совершенные 35 успешных боевых вылетов на самолете «Ил-2» в трудных условиях борьбы в низовьях Кубани. Обладая высокой техникой пилотирования, будучи глубоко предан партии Лени­на-Сталина и своей Родине, товарищ Карабут выполнял и выполняет са­мые сложные и ответственные боевые задания, проявляя при этом стой­кость, мужество, высокое умение и отвагу.

После третьей правительственной награды товарищ Карабут совер­шил 4 успешных боевых вылета, непрерывно нанося удары по наступаю­щему врагу в низовьях Кубани и Тамани.

10 августа 1943 года товарищ Карабут переведен в 7-й гвардейский ордена Ленина ИАП на должность командира эскадрильи. Как лучший и опытный офицер, с новой боевой энергией взялся за работу товарищ Карабут. За время напряженной боевой работы с 6 сентября по 7 октяб­ря его эскадрилья произвела 1б8 успешных боевых вылетов. Несмотря на трудности, в условиях сильно насыщенного огня, потеряли только один экипаж. За эти вылеты летчики АЭ уничтожили и повредили: само­летов — 1, танков — 8, автомашин — 61, паровозов — 4, вагонов — 16, подо­жжено цистерн с горючим — 3, орудий разных — 32, минометов — 13, потоплено барж — 2, взорвано два склада боеприпасов, истреблено свы­ше 500 солдат и офицеров. За это время не имелось аварий, поломок или каких-либо других происшествий. Товарищ Карабут заботливо и тре­бовательно воспитывает подчиненных.

За высокие образцы мужества и отваги, за умение бить врага навер­няка, воспитание молодых кадров летчиков на опыте боев, за успешно совершенные лично товарищем Карабут боевых вылетов на самолете «Су-2» — 128 и на самолете «Ил-2» — достоин высшей правительственной награды — присвоения звания «Герой Советского Союза».

— Карабут Иван Лаврентьевич//Незабываемые годы. 1941-1945: Воспоминания азовчан о Великой Отечественной войне. Кн. 2. – Азов, 1999. – С. 20-21.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года И. Л. Карабуту присвоено звание Героя Советского Союза.

В составе полка участвовал в боях за освобождение Крыма, Белоруссии, Польши.3 сентября 1944 года Иван Карабут ушел на очередное зада­ние. В 10 километрах восточное города Остроленка штурман полка гвардии капитан Карабут при выполнении боевого задания по штурмовке артиллерийских позиций противника при отходе от цели был подбит зенитной артиллерией. Произвёл вынужденную посадку на вражеской территории. Из полета не вернулся.

В книге потерь личного состава авиапол­ка записано: «…место нахождения самолета и экипажа установить не уда­лось…». До настоящего времени числится пропавшим без вести.

Владелец страницы: нет
Поделиться