Натаревич Михаил Давидович
Натаревич Михаил Давидович

Натаревич Михаил Давидович — Биография

Михаил Давидович Натаревич (29 сентября 1907, Витебск, Российская империя — 23 февраля 1979, Ленинград, СССР) — российский советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Натаревич Михаил Давидович родился 29 сентября 1907 года в городе Витебске. Получил первоначальное художественное образование в студии Ю. Пэна (1854—1937), живописца и педагога, окончившего Императорскую Академию художеств в Петербурге.

В 1929 году Михаил Натаревич призывается в Красную Армию. Службу проходит в полку связи в Московском военном округе. После демобилизации работал бутафором в московских театрах, однако театральным художником не стал. В 1932 приезжает в Ленинград и поступает в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, в 1934 становится студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимался рисунком у Михаила Бернштейна и Семёна Абугова, живописью у Александра Савинова.

В 1936 году женился на Ольге Алексеевне Раевской, студентке второго курса архитектурного факультета института, с которой прожил в браке 44 года. В 1937 году у них родилась дочь Наталия, также окончившая впоследствии Ленинградский институт имени И. Е. Репина и ставшая архитектором. В 1940 году родился сын Аркадий, окончивший впоследствии Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной и ставший художником-монументалистом. В 1946 году родилась дочь Елена, окончившая впоследствии Ленинградский институт имени И. Е. Репина и ставшая художником-графиком.

В 1940 году Натаревич оканчивает институт по мастерской Бориса Иогансона. Дипломная работа — историческое полотно «Котовский», посвященное герою Гражданской войны 1918—1921 годов. Вместе с Натаревичем институт в 1940 году окончили Давид Альховский, Евгения Байкова, Андрей Бантиков, Ольга Богаевская, Александр Дашкевич, Всеволод Дружинин, Залман Зальцман, Марианна Зернина, Павел Ивановский, Нина Нератова, Мария Перепёлкина, Глеб Савинов, Сергей Сидоров и другие молодые художники, ставшие впоследствии известными живописцами. Тесное творческое общение и дружба с ними сохранится у Натаревича на многие годы.

В июле 1940 года принят преподавателем на кафедру рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Натаревич в действующей армии, участвует в боях на Карельском фронте в должности командира взвода связи. Награждён медалями «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией». Демобилизовался в 1945 году в звании лейтенанта.

После демобилизации в 1945—1951 годах преподавал на кафедре рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в 1955—1956 годах преподаёт рисунок в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Одновременно работает творчески, сначала восстанавливая утраченные за годы войны навыки, а затем в поисках собственной темы, героя и живописного языка.

Впервые участвовал в выставке в 1941 году. С 1947 года Натаревич — постоянный участник городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок, где он имел возможность экспонировать свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал жанровые и историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Часто обращался к событиям и героям Октябрьской революции 1917 года (например, в триптихе «Октябрь», 1963). Работал в технике масляной и темперной живописи.

В ряде известных произведений конца 1940-х и начала 1950-х годов (картины «Не забудем», «Возрождение», «Гражданин», «Снова в строй», «Анри Барбюс в окопах в 1915 году») обращается к теме подвига народа в годы войны. Стилистически эти, а также другие произведения этого времени, показанные на выставках, например, «Утро» (1951), «Полдень» (1950), являются ещё продолжением и обобщением опыта, накопленного при работе над дипломной картиной. В них художник подтверждает профессиональное владение мастерством жанриста в духе классических традиций построения бытовой картины.

В работах 1956—1957 годов тема молодости, молодого современника, нового облика страны увлекает художника. Его поворот к обретению нового образного языка начался с картины «Студенты на мосту» (1957), отмеченной в том же году дипломом Всесоюзной художественной выставки.

В работах начала 1960-х годов формируется узнаваемый индивидуальный почерк художника. Его отличительными чертами являются обобщённость формы и цвета, общее усиление декоративности живописи и особое внимание к пластической выразительности композиции. К этому времени относится и переход Натаревича к работе в технике темперной живописи, которая в большей мере отвечала поставленным задачам.

В 1960—1970-е годы две главные темы проходят через творчество Натаревича: люди в водовороте событий Октября 1917 года («Патруль», триптих «Октябрь» и «Красногвардейцы», «Призыв» и другие), а также образы современной деревни. Материал для последней темы он находил под Ленинградом на Оредеже, где работал каждое лето. Обе темы объединяет образ героя — человека из гущи народа, твёрдо стоящего на земле, способного принять на себя ответственность, живущего по нравственным законам. Если в первой теме его герои исполнены пафоса революционной романтики, то деревенские образы открывают художника тонкого, порой ироничного, но глубокого поэтического дарования. В этом отношении характерны работы «Вечер» и «Полдень» (обе 1959—1960 годы, из серии «Простые люди»), «Полощут бельё», «В субботний день» (обе 1961), «Встречают коз», «У плетня» (обе 1962), «У автобусной остановки» (1968), «Механизаторы» (1964), «Колхозный почтальон» (1971), «С новоселья» (1975), «Вечер», «Суббота», «У старой яблони» (все 1976), «Встреча стада» (1977) и другие.

Проникновенны женские образы, созданные художником. Особое место здесь занимает тема материнства, к ней Натаревич обращался на протяжении всей жизни. Среди произведений, показанных автором на выставках, работы «Три возраста» и "В санатории «Мать и дитя» (обе 1961), «Молодые мамы» (1964), «Первенец» (1971), «Материнство», «Бабушка» (обе 1973) и другие. В них проявилось и желание воспеть возвышенную красоту материнского чувства, и особое отношение художника к таким непреходящим ценностям, как семья, сыновний и отцовский долг.

С 1946 года Михаил Натаревич был членом Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Персональные выставки его произведений были показаны в 1983 году в Ленинградском Союзе художников и в 2008 году в Государственном Русском музее.

Натаревич Михаил Давидович скончался 23 февраля 1979 года в Ленинграде на семьдесят втором году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и других странах.

Владелец страницы: нет
Поделиться