Браз Осип Эммануилович
Браз Осип Эммануилович

Браз Осип Эммануилович — Биография

Осип (Иосиф) Эммануилович Браз (1873—1936) — известный живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской Академии художеств. Один из представителей художественного объединения «Мир Искусства». Считался российским искусствоведом А. Н. Бенуа одним из лучших портретистов своего времени.

Работы О. Э. Браза хранятся в Третьяковской галерее, Днепропетровском художественном музее, Русском музее, Одесском художественном музее, Пермской и Самарской художественных галереях, музеях Калуги, Петрозаводска.

Отличительные черты творчества О. Э. Браза — насыщенный колорит и свободная манера живописи; сочетание традиционализма с элементами импрессионизма и модерна.

Одной из творческих целей художника было — возрождение традиций русского парадного портрета.

О. Браз родился в Одессе. Окончив гимназию, поступил в 1889 году в Одесскую художественную школу: учился у К. К. Костанди. После её окончания (1890), в 1891—1894 годах, продолжил своё образование в Мюнхене, в школе Шимона Халлоши, и в Мюнхенской академии художеств. Затем жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Champ de Mars». В дальнейшем художник переселился в Голландию, где изучал современное европейское искусство и творчество художников Голландии, после чего вернулся в Россию и учился в мастерской И. Е. Репина (Петербургская Академия художеств).

В 1896 году Браз был удостоен премии Московского общества любителей художеств, а также получил диплом Петербургской академии художеств и зва­ние классного художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию изображений. Выполненные им портреты ху­дожников Д. Н. Кардовского и Е. М. Мартыновой заслужили высокую оценку критики, причём последний приобрёл П. М. Третьяков. В дальнейшем он заказал художнику также изображения В. Ф. Комиссаржевской и А. П. Чехова. Портрет Чехова (1897—1898) стал известен как единственный законченный прижизненный портрет писателя-драматурга (Чехов позировал Бразу два раза в день), тем не менее портрет удостоился противоречивых оценок со стороны критиков, а сам Антон Павлович высказался по его поводу: «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену» (А. А. Хотяинцевой, 23 марта/4 апреля 1898 г.)

О. Э. Браз участвовал в выставках Товарищества южно-русских художников (1893—1917), Московского общества любителей художеств (1896—1899), в выставке «36-ти художников» в Москве. Он создал целый ряд портретов художников: А. П. Соколова (1898), К. К. Первухина (1902), Н. Д. Кузнецова (1897), Л. О. Пастернака, М. В. Добужинского (1922), И. А. Фомина, К. А. Сомова, И. Я. Гинцбурга.

О. Э. Браз занимался также графикой, литографией, офортом. Несмотря на то, что художник выполнял множество заказов, он уделял время и преподаванию: в 1900—1905 годах Браз преподавал в своей студии, а в 1902—1904 годах — в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Среди известных его учеников — Зинаида Серебрякова. Один из замечательных педагогических приемов О. Браза — введение предмета «Копирование картин Эрмитажа». Это позволяло студенту достигать сразу нескольких целей: изучить приемы письма автора картины, изучить колорит, композицию, а также понять суть творческого замысла художника.

С 1900 года он — постоянный участник выставок «Мир искусства», член комитета и казначей объединения. В 1903—1910 годах — член Союза Русских художников.

В 1907—1911 годах О. Э. Браз жил во Франции.

В 1914 году О. Э. Браз был избран академиком Академии Художеств.

В 1916 году Браз состоял в комиссии по реставрации картин Эрмитажа, в 1918—1924 годы — учёный хранитель и заведующий отдела голландской живописи Эрмитажа.

В 1920-х годах он преподавал во ВХУТЕИНе.

В 1924 году О. Э. Браз был арестован по ложным обвинениям (скупка картин с целью продажи за границей, шпионаж) и заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Был освобожден только благодаря ходатайст­ву ленинградских художествен­ных обществ в 1926 году; затем был в ссылке в Новгороде, где занимался реставрацией памятников для губернского музея. В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 году в Париже прошла его персональная выставка.

Владелец страницы: нет
Поделиться