Марьяненко Иван Александрович
Марьяненко Иван Александрович

Марьяненко Иван Александрович — Биография

Ива́н Алекса́ндрович Марья́ненко (настоящая фамилия — Петлишенко; укр. Іван Олександрович Мар’яненко) (1878—1962) — украинский советский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог.

Народный артист СССР (1944). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Ранний период творчества

Иван Петлишенко родился 28 мая (9 июня) 1878 года в семье бедного крестьянина на хуторе Сочеванов вблизи села Марьяновка, (ныне Бобринецкий район Кировоградской области Украины). Его дядя выдающийся украинский актёр и драматург М. Л. Кропивницкий помог Ивану и его младшему брату Марку окончить Купянское уездное училище, а в 1895 году принял их в свою труппу, где молодой актёр начал выступать под псевдонимом Марьяненко.

Первый успех к актёру пришёл с ролью Власа в пьесе Кропивницкого «Олеся». В 1899 году Марьяненко переходит в труппу А. З. Суслова где утверждается в амплуа лирического любовника (1899—1906). Роли: Квитка («Талан» М. П. Старицкого), Василий («Цыганка Аза» М. П. Старицкого), Борис («Пока солнце взойдет, роса очи выест» М. Л. Кропивницкого), Игнат («Бесталанная» И. К. Карпенко-Карого). С труппой Суслова Иван Марьяненко гастролирует в Москве и Санкт-Петербурге

В 1907 году Марьяненко поступил в первый постоянный украинский театр, открытый в Киеве Н. К. Садовским где работал до 1914 года. Роли: Панас («Бурлак» И. К. Карпенко-Карого), Игнат Голый («Савва Чалый» И. К. Карпенко-Карого), Тарас («Бондаривна» И. К. Карпенко-Карого), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Жадов («Доходное место» А. Н. Островского), Дон Жуан («Каменный властелин» Леси Украинки).

Расцвет творчества

В 1915 году И. А. Марьяненко сформировал товарищество украинских актёров в состав которого вошли как молодые актёры так и корифеи театра: П. К. Саксаганский и М. К. Заньковецкая. Здесь Марьяненко выступал не только как актёр, но и как режиссёр. Постановки: «Голубая роза» Л. Украинки (1915), «Сказки старой мельницы» Черненко (1916).

В 1917 году директор и режиссер Национального образцового театра, в 1918 — актер Государственного драматического театра. В 1919—1923 комиссар (директор) Первого театра УССР имени Шевченко в Киеве. Роли: Тартюф («Тартюф» Мольера, 1917), Геншель («Возчик Геншель» Г. Гауптмана, 1918), Анхорге («Ткачи» Г. Гауптмана, 1919), Эрнульф («Северные богатыри» Г. Ибсена, 1921). Поставил спектакль «Оборона Буши» М. П. Старицкого (1917).

Харьковский период

В 1923 году вступил в творческое объединение «Березиль». В 1926 году вместе с театром переехал в Харьков. У многих вызвало удивление вступление именитого актера в экспериментальный театр. Но сам артист, когда бы ни вспоминал о своём содружестве с Л. Курбасом, говорил: «Вспоминая то время, считаю, что принял целиком правильное решение. И поэтому я дожил до конца своей сценической жизни именно в коллективе этого театра».

Когда начались гонения на Курбаса, Марьяненко пытался выступать в защиту режиссёра, но безуспешно. После разгрома театра в 1933—1934 годах он остался в труппе. В 1935—1958 годах актер ХУАДТ имени Т. Г. Шевченко.

Развивая традиции украинского театра, Марьяненко создал галерею образов в комедии, драме и трагедии: Гонта («Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко, 1924), Девидсон («Седи» У. С. Моэма и Колтона, 1926), Потоцкий («Савва Чалый» И. К. Карпенко-Карого, 1927), Вершинин («Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова, 1928), Финоген («Хозяин» И. К. Карпенко-Карого, 1932), Стрижень («Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1933), Омелько («Мартын Боруля», И. К. Карпенко-Карого, 1934), Берест («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, 1934), Прохор («Bacca Железнова» М. Горького, 1935), Кузьма Рыжов («Правда» А. Е. Корнейчука, 1937), Барон («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, 1937), Горностаев («Любовь Яровая» К. А. Тренёва, 1937), Дикой («Гроза» А. Н. Островского, 1938), Кичатый («Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко, 1939), Богдан («Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука, 1939), Феликс Гранде {"Евгения Гранде" по О. Бальзаку, 1940), Горлов («Фронт» А. Е. Корнейчука, 1942), Ярослав Мудрый («Ярослав Мудрый» И. А. Кочерги; 1946), Пушкарь («Навеки вместе» Л. Д. Дмитерко, 1950), Земляника («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952), Стефан Петрич («Любовь на рассвете» Я. А. Галана, 1952).

В 1933—1935 годах Марьяненко позировал М. Г. Манизеру для фигуры связанного казака многофигурного памятника Шевченко в Харькове.

В 1907—1917 преподавал в Киевской драматической школе, в 1917—1926 — в Киевском музыкально-драматическом институте имени Лысенко. В 1944—1961 годах вёл педагогическую работу в Харьковском институте театрального искусства, с 1946 года становится профессором кафедры актёрского мастерства.

Умер 4 ноября 1962 года. Похоронен в Харькове на 2-м кладбище.

Семья

  • младший брат — Петлишенко, Марк Александрович (1880—1938) — театральный актёр, был репрессирован.
Владелец страницы: нет