Высоцкий Михаил Степанович
Высоцкий Михаил Степанович

Высоцкий Михаил Степанович — Биография

Михаи́л Степа́нович Высо́цкий (10 февраля 1928 — 25 февраля 2013) — советский и белорусский учёный, государственный и общественный деятель; один из основоположников белорусского грузового автомобилестроения. Создал белорусскую школу конструирования и исследования грузовых автомобилей. Академик Национальной академии наук Беларуси, Герой Беларуси.

Родился в деревне Семежево, Копыльский район, Минская область, БССР

Трудовую деятельность начал в 1946 году на Минском автомобильном заводе (МАЗ) слесарем-сборщиком. В 1949 г. закончил Минский автомеханический техникум, в своей дипломной работе им был предложен первый конвейер для сборки МАЗов. С этого же года работает в качестве конструктора, одновременно обучаясь во Всесоюзном заочном машиностроительном институте в Москве, который окончил в 1955 году. Работал на Минском автозаводе 50 лет, из которых 35 лет — главным конструктором.

В 1950-е годы на заводе налаживалось производство бортового автомобиля МАЗ-200 и самосвала МАЗ-205, разработанные на Ярославском автомобильном заводе. Они не имели стабильных размеров, поэтому при сборке возникали большие сложности. М. С. Высоцкий внёс ряд значительных изменений, позволивших адаптировать к конвейерной сборке кабину, оперение (от слова опора), крылья (синоним дверцы) и добился их реализации в производстве. Благодаря этому повысилось качество и надёжность машин. Разработанные при его личном участии конструкции прицепов и полуприцепов в середине 1950-х годов с рядом уникальных новшеств (торсионная подвеска, герметичные тормоза и аппараты к ним) были использованы как шасси для монтажа передвижных электростанций и систем управления для запуска первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 году.

Серьёзным испытанием для М. С. Высоцкого стала разработка кабины и оперения для 25-тонного самосвала МАЗ-525 и первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530, отмеченного на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года высшей наградой — «Гран-при».

В 1961 году М. С. Высоцкий был назначен главным конструктором Минского автозавода.

С именем М. С. Высоцкого связаны наиболее значительные достижения Минского автозавода: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем» — впервые реализованная в МАЗ-500 (серийный выпуск с 1965 года), которая в дальнейшем получила распространение во всем мире; создание шести поколений магистральных автопоездов, последние из которых отвечают жёстким требованиям международных стандартов; в том числе концептуального модульного автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка» (признанного автомобилем XXI века и получившего золотую медаль на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году), ставшего прототипом разрабатываемого многозвенного автопоезда.

В 1970 году решением Совета Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) М. С. Высоцкому присуждена учёная степень кандидата технических наук. Выводы, сделанные в его работе, сводились к необходимости создания отечественных большегрузных автопоездов для магистральных перевозок.

В 1971 году под руководством М. С. Высоцкого создано семейство автомобилей МАЗ-500А, а в 1978 году — МАЗ-5335. Все последующие модели автомобилей отличаются от предыдущих более высокими технико-экономическими показателями: скоростными и тормозными свойствами, топливной экономичностью и плавностью хода, маневренностью и эргономичностью.

По поручению Правительства СССР под руководством М. С. Высоцкого разработаны конструкции автомобилей-самосвалов для Камского автозавода, которые в 1973 году были рекомендованы Госкомиссией к массовому производству.

Деятельность М. С. Высоцкого связана с установлением и укреплением связей науки с производством, ориентацией научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным машиностроительным комплексом. В 1974 году по его инициативе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА) двойного подчинения: АН БССР и Минскому автозаводу. В 1975 году созданы учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ», а в его рамках — кафедра Белорусского политехнического института (БПИ, ныне — БНТУ) «Большегрузные автомобили», руководителем которой академик М. С. Высоцкий являлся до последнего времени, а также создано научно-производственное объединение «Автофизтех».

С 1975 года М. С. Высоцкий назначен главным конструктором-начальником управления главного конструктора производственного объединения «БелавтоМАЗ», в которое вошли все автомобильные заводы республики.

В 1976 году М. С. Высоцкий защитил докторскую диссертацию в МАДИ. Крупным вкладом в развитие теории мобильных машин стала разработанная М. С. Высоцким теория проектирования и испытания большегрузных автопоездов. В 1989 году избран действительным членом (академиком) Академии наук БССР.

М. С. Высоцкий является одним из инициаторов организации на МАЗе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководителем создания их первых моделей совместно с немецкой фирмой «Неоплан» (1992 год), что послужило основой современного производства по выпуску широкого семейства унифицированных автобусов, ориентированного на полное обеспечение потребностей Беларуси и поставки на экспорт.

Работая с 1992 по 1997 годы вице-президентом академии наук Беларуси, М. С. Высоцкий смог консолидировать усилия учёных и заводских специалистов не только в интересах МАЗа и ПО «БелавтоМАЗ», но и всей автотрактростроительной отрасли республики, что позволило пережить острый экономический кризис в период распада СССР, обеспечить становление национального автомобиле- и автобусостроения и выйти на устойчивое динамичное развитие отрасли, внося существенный вклад в формирование ВВП и наращивание экспортного потенциала Республики Беларусь.

С 1993 по 2001 годы М. С. Высоцкий — директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 года — генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси. В 1995 году для государственной поддержки автотракторостроения по инициативе М. С. Высоцкого при поддержке Президента Республики Беларусь и одобрении государственным заказчиком в лице Министерства промышленности под его руководством была разработана государственная научно-техническая программа (ГНТП) «Белавтотракторостроение» на 1996—1998 годы, а затем на 1999—2000 и оды. Он является инициатором и научным руководителем Государственной программы фундаментальных (ориентированных фундаментальных) исследований «Механика» на 1996—2000 и оды, которая явилась научным обеспечением в области фундаментальных исследований программы «Белавтотракторостроение». В 2002 году во исполнение поручения Президента Республики Беларусь была разработана Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на оды и на период до 2010 года «Автотракторокомбайностроение».

В 2002 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь М. С. Высоцкий назначен генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь.

В 2003 году под руководством М. С. Высоцкого была разработана и в 2004 году утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь укрупнённая Государственная научно-техническая программа «Машиностроение». Для разработки, освоения и внедрения передовых технологий проектирования новых конкурентоспособных моделей автотракторной и сельскохозяйственной техники М. С. Высоцким создан Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля.

С мая 2006 года и до последних дней являлся генеральным директором Государственного научного учреждения «Объединённый институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», ведущего научного и инновационного центра Беларуси в области механики, имеющего статус головного научного учреждения по вопросам автотракторосельхозмашиностроения, решающего наиболее актуальные и экономически значимые задачи. Среди достижений института под руководством М. С. Высоцкого в области фундаментальных исследований — обоснование и разработка принципов модульного проектирования автопоездов, а также принципов создания математических и компьютерных моделей для исследования эксплуатационных свойств при реализации комплекса виртуальных испытаний. Это позволило исследовать ранее не рассмотренные в теории автомобиля случаи криволинейного движения транспортных средств и сформировать подходы к созданию алгоритмов управления движением многозвенных автопоездов.

Несмотря на многообразие и новизну выпускаемой техники, до 2009 г. в Республике Беларусь отсутствовал специализированный полигон для её испытаний, проведения научных исследований и сертификации мобильных машин. М. С. Высоцкий являлся инициатором и координатором работ по созданию белорусского автомобильного полигона.

М. С. Высоцким развита теория виртуального проектирования и испытаний мобильных машин, получены результаты в области динамики автомобильных и железнодорожных цистерн, выполнена организаторская работа по созданию и контролю государственных научно-исследовательских и научно-технических программ. Научно-организационная деятельность М. С. Высоцкого основывалась на научной работе. Им опубликовано более 450 научных трудов. Издано 20 монографий, получено 145 авторских свидетельств и патентов, большинство из которых послужили основой для повышения конкурентоспособности и создания новых видов автотракторной техники.

М. С. Высоцким подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук и создана белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, трудами которой впервые в стране заложены основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов.

В 1997 году международный Биографический центр в Кембридже (Англия) на основе экспертных оценок присвоил ему почётное звание «Человек года-1997» с вручением Медали Чести за выдающиеся достижения. Его имя включено в 25-е издание «Словаря международных биографий» как выдающегося деятеля науки. Американский Биографический институт включил имя академика М. С. Высоцкого в список 5000 учёных, внёсших большой вклад в развитие науки в XX веке.

Умер в Минске.

Владелец страницы: нет
Поделиться