Каллистратов Александр Дмитриевич
Каллистратов Александр Дмитриевич

Каллистратов Александр Дмитриевич — Биография

Алекса́ндр Дми́триевич Каллистра́тов (5 сентября 1906, Рославль, Смоленская губерния, Российская империя — 24 октября 1990, СССР) — советский хозяйственный деятель, один из организаторов производства артиллерийского и ракетного вооружения в СССР. Полковник-инженер. Директор ленинградского завода «Арсенал» (1939—1942), директор завода № 88 (1942—1946), исполняющий обязанности начальника НИИ-88 (1946), директор ДСК-160 (1947—1959).

Детство

Родился 5 сентября 1906 года в городе Рославле Смоленской губернии, и вскоре после его рождения семья переехала в Гжатск.

В двухлетнем возрасте потерял отца и остался с матерью и сестрой. От недостатка средств в семье начал работать с 14 лет: продавал билеты в народном доме; будучи самоучкой, играл на аккордеоне и струнных инструментах, руководил музыкальными кружками. Во время голода в 1920 году вместе с сестрой был принят в два детских дома, где работал садовником, ухаживал за лошадьми, работал столяром и плотником в мастерских детдома. Впервые увидев в Гжатске самолёт, решил заняться техникой.

Приезд в Ленинград, работа на заводе «Большевик», учёба

Служил один год в Красной Армии в IV корпусном артиллерийском полку. После окончания службы по приглашению приятеля, служившего в Ленинграде на военном корабле, поехал в Ленинград, но с ушедшим в море по тревоге приятелем не встретился. На бирже труда был направлен на завод «Большевик» и получил место в общежитии.

Благодаря безупречной работе на заводе получил возможность учиться в Ленинградском механическом институте. После второго курса института проходил практику на строительстве Горьковского автомобильного завода под руководством американских специалистов. Получил предложение остаться на заводе начальником цеха, но вернулся в Ленинград для завершения учёбы в институте. Через год в числе лучших студентов был направлен в Ленинградскую военно-артиллерийскую академию, которую окончил военным инженером-артиллеристом.

Работа инженером-конструктором в ОКБ-43

После окончания академии с 1936 по 1939 год работал в особом конструкторском бюро ОКБ-43 Наркомата оборонной промышленности СССР инженером-конструктором, руководителем группы, начальником отдела и заместителем начальника бюро.

Директор завода «Арсенал»

В 1939 году в возрасте 33 лет был назначен директором артиллерийского завода № 7 («Арсенал»). Провёл на заводе техническую и организационную перестройку, в результате которой завод увеличил выпуск вооружения, тайно поставлявшегося, главным образом, Народному фронту в воюющую Испанию. За эту работу в 1939 году был награждён орденом Красной Звезды.

С началом Второй мировой войны на территории СССР как директор завода был назначен членом Ленинградского совета обороны, в котором познакомился со многими директорами других ленинградских заводов, в том числе с директором завода «Большевик» Д. Ф. Устиновым. Это знакомство сыграло большую роль в дальнейшей судьбе Каллистратова.

Для бесперебойной работы завода «Арсенал» во время блокады Ленинграда организовал систему недельного «профилактория»: каждую неделю на заводе по скользящему графику кормилась и ночевала группа рабочих. Специальные команды ночью прорывались на грузовиках через блокаду и привозили на завод еду. Для предотвращения цинги рабочие пили воду из бочек, в которых замачивались еловые ветки. От артобстрелов рабочие спасались в многоярусных подвалах «Арсенала», построенных при Петре I. Из хранившихся в нижних подвалах с петровского времени сёдел, стремян, упряжей варили клейстер, служивший основой баланды.

С формулировкой «за образцовое выполнение задания Правительства по выпуску вооружения и военных приборов» в начале января 1942 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Директор завода № 88

В 1942 году с подачи Д. Ф. Устинова с тремястами рабочими, мастерами и конструкторами завода «Арсенал» переехал в город Калининград Московской области, где на базе эвакуированного на Урал завода № 8 развернул и возглавил производство артиллерийских систем на вновь созданном заводе № 88. Часть металлорежущих станков была получена из США по ленд-лизу. Нехватка рабочих рук пополнялась за счёт 12-13-летних учеников Мытищинского ремесленного училища. В 1944 году, когда завод работал на полную мощность, Каллистратов был награждён орденом Ленина и в 1945 году — за создание и выпуск новых образцов вооружения — орденом Отечественной войны I степени.

К концу 1944 года в условиях перепроизводства оружия Наркомат оборонной промышленности СССР принял решение перепрофилировать завод № 88 на выпуск чешских трамваев, но Каллистратов смог повлиять на отмену этого решения, и завод вскоре стал базой для развития ракетной техники. В 1946 году был образован НИИ-88, включивший в себя СКБ и завод № 88, а Каллистратов был назначен исполняющим обязанности его начальника. Чтобы расширить территорию завода, Каллистратов добился через Устинова вывода КБ Сухого с территории Калининграда.

Директор ДСК-160

В 1947 году, несмотря на личную просьбу о возвращении на завод «Арсенал», был назначен директором вновь строящегося деревообрабатывающего производства ДСК-160, изготавливавшего сборные дома для полярников, армии и жертв стихийных бедствий. При Каллистратове при его творческом участии ДСК впервые в СССР начал выпускать древесно-стружечные плиты (ДСП). За успешную работу на ДСК-160 Каллистратов был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Болезнь, смерть

В 1959 году из-за атрофии зрительного нерва и катастрофического ухудшения зрения был вынужден уйти в отставку.

Умер 24 октября 1990 года, похоронен на Кавезинском кладбище в Московской области.

Владелец страницы: нет
Поделиться