Малышев Вячеслав Александрович
Малышев Вячеслав Александрович
16.12.1902 — 20.02.1957

Малышев Вячеслав Александрович — Биография

Вячесла́в Алекса́ндрович Ма́лышев (3 (16) декабря 1902, Сыктывкар — 20 февраля 1957, Москва) — советский государственный деятель, один из плеяды «сталинских наркомов», наряду с И. Ф. Тевосяном, Б. Л. Ванниковым, Д. Ф. Устиновым, А. Н. Косыгиным, руководивших созданием индустрии Советского Союза в конце 30-x — начале 50-х годов XX века.

В 1924 году окончил Великолукский железнодорожный техникум.

В 1918—1920 годах помощник секретаря и секретарь народного суда в г. Великие Луки. В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1927 служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ им. Баумана в 1934 году.

В 1934—1939 годах — конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер, директор Коломенского завода им. В. В. Куйбышева.

Делегат 18-го Съезда ВКП(б), выступил с программной речью о подготовке советской индустрии к возможной Второй мировой войне.

  • 1939—1940 — народный комиссар тяжёлого машиностроения СССР.
  • 1940—1944 — заместитель председателя СНК СССР и председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в 1940—1941 гг. народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1941—1942 и 1943—1945 гг. народный комиссар танковой промышленности СССР.
  • 1945—1947 — народный комиссар (министр) транспортного машиностроения СССР.

С 30 ноября 1945 года вошёл в состав инженерно-технического совета Специального комитета, руководил второй секцией — строительство завода 813 (современный Уральский электрохимический комбинат). Научно-инженерные разработки курировал сотрудник лаборатории № 2 И. К. Кикоин. Другим важным направлением работы было решение кадровых вопросов: по распоряжению Л. П. Берии М. Г. Первухин, В. А. Малышев, Б. Л. Ванников и А. П. Завенягин комплектовали научными и инженерными кадрами секции совета, подбирали экспертов для решения отдельных вопросов.

  • 1947—1953 — заместитель председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1948—1949 гг. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, в 1950—1952 гг министр судостроительной промышленности СССР.
  • март—июнь 1953 — министр транспортного и тяжелого машиностроения СССР.
  • 1953—1956 — заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1953—1955 гг. министр среднего машиностроения СССР.
  • С мая 1955 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике, одновременно с декабря 1956 г. первый заместитель председателя экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — Министр СССР.

В 1955 году возглавлял правительственную комиссию, которая занималась расследованием катастрофы линкора «Новороссийск».

Делегат 18, 19 и 20-го Съездов КПСС, член ЦК КПСС с 1939 года, в 1952—1953 годах — член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1-4-го созывов.

Воинское звание — Генерал-полковник инженерно-танковой службы (единственное присвоение), затем (с 1945 года) генерал-полковник инженерно-технической службы.

Умер от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы.

Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Владелец страницы: нет
Поделиться