Корицкий Осип Иванович
Корицкий Осип Иванович

Корицкий Осип Иванович — Биография

О́сип (Ио́сиф, Ю́зеф) Ива́нович Кори́цкий (1778—1829) — русский изобретатель, механик, гидротехник, инженер-подполковник, автор реконструкции и директор Вышневолоцкой водной системы.

О. И. Корицкий ещё в детстве обнаружил страсть к механике. Первоначальные сведения по этой науке он получил у одного часовых дел мастера. Затем самостоятельно занимался механикой и приобрел в ней серьёзные познания. Но вообще обстоятельства его жизни в детстве и первая молодость совершенно не известны.

В 1805 году он прибыл в Санкт-Петербург «искать счастья». Узнав, что в ведомстве водяной коммуникации заняты вопросом об очистке Ладожского канала, он предложил начальнику ведомства, генерал-лейтенанту Герарду, придуманную им машину. Машина эта действовала очень успешно и Корицкий был принят на службу смотрителем реки Тверцы с чином коллежского регистратора. Он устроил по Тверце много мостиков и гатей, очень облегчивших тягу лошадьми по бечевнику. Причём справился так успешно, что и спустя много лет на вопрос о том, кто построил мостики и гати через плёсы Тверцы, всегда был ответ: «Это смастерил наш благодетель Корицкий!»

В 1812 году он представил принцу Георгию Ольденбургскому проект уничтожения неприятелей посредством взрывов. Принц одобрил этот проект, думал доложить Государю императору Александру I, но вскоре скончался и дело это заглохло. В то же время Корицкий устроил особую повозку для больших тяжестей, в которой трение было значительно ослаблено.

В 1816 году он был послан в Смоленск для устройства плавучего моста через р Днепр на то время, пока будет строиться новый постоянный, взамен обрушившегося. Корицкий исполнил это поручение чрезвычайно быстро и дешево: он воспользовался сваями моста, построенного в 1812 году французами, и на них сделал мост, вполне заменивший предположенный плавучий.

В 1823 году, в чине инженер-майора, Корицкий был назначен директором Вышневолоцкой водной системы и произвел на ней весьма значительные и существенные улучшения, по планам, обдуманным им ещё ранее.

Дело в том, что засуха 1817 года довела Вышневолоцкую водную систему, устроенную ещё Сердюковым у с. Прутня, до полного истощения вод. Более 1,5 тыс. судов не прошло через Вышний Волочек и, как в худшие годы прошедшего века, караваны зазимовали. Цены на хлеб в Санкт-Петербурге резко пошли вверх, народ заволновался, и это привело к тому, что правительство потребовало предпринять «что-нибудь решительное» для улучшения столь необходимой для государства системы судоходства. Удивительно, но Сердюков, словно предвидя подобную ситуацию, писал, что через много лет найдется «упражняющийся» в гидротехническом искусстве, чтобы «дела в ещё наилучшее состояние привести». Корицкий предложил свой проект улучшения судоходства, над которым работал больше 10 лет. По его расчетам, чтобы обезопасить водную систему от любых неожиданностей, нужно было уровень воды в водохранилище поднять в два раза, тем самым увеличив площадь поверхности в десять раз.

В 1825—1828 г.г. он значительно увеличил Заводское водохранилище. Подпор плотины, устроенной до него Сердюковым, был небольшой. Площадь водохранилища была 5 или 6 кв. верст, с подпором не выше 3 аршин 10 вершков (2,57 м), — он поднял воду до 6 аршин (4,27 м) (впоследствии она была поднята ещё на 1 аршин) и образовал «небывалое искусственное озеро обширностью в 50 кв. верст». Для этого ему пришлось «уширить и возвысить» Бороздинскую дамбу, засыпать деревянный, ещё сердюковский бейшлот, а каменный усовершенствовать. Это сооружение поглотило в себя часть Цны, Шлины и три озера: Ключинское, Городолюбское и Здешевское. Успех превзошёл все ожидания, новое искусственное водохранилище совершенно преобразило местность. Оно не только способствовало значительному улучшению условий судоходства, но и защищало сам Вышний Волочёк, не позволяя весенней воде заливать город, как случилось ещё в 1821 году, когда большая часть города и ямская слобода были покрыты водой. Также новое сооружение дало возможность на каждую проходившую барку нагружать на 1,5 тыс. пудов более, чем прежде. Такое увеличение допустимой грузоподъемности произвело, можно сказать, эпоху в торговле, связанной с Вышневолоцкой системой.

Впечатляющее зрелище представляли водосбросы. «Все ездили смотреть на домашнюю Ниагару, которая занимала тем более, что её падение доставляло огромную пользу, а не одно пустое наслаждение взору». Однако дело не обошлось и без ропота местных жителей, особенно вышневолоцких ямщиков, обширные покосы и поля которых исчезли на дне озера. Дошло даже до того, что в проезд Государя императора Николая I, ямщики остановили его при въезде в город и жаловались на Корицкого, грозились даже бросить «почтовую гоньбу».

В 1826 году, вследствие сильной засухи, Сиверсов канал, огибающий озеро Ильмень между pеками Мстой и Волховом, не только обмелел, но даже местами совершенно пересох. Движение по системе сделалось почти совершенно невозможным, ибо переезд через озеро Ильмень был крайне опасен. Корицкий, посредством очень простого и остроумного способа, направил течение Мсты в канал, и в несколько дней восстановил вполне свободное движение.

В 1815 ещё году Корицкий значительно упростил шлюз на реке Цна в одном очень неудобном и опасном для судов месте, а в 1826 году так же привел в изумление всех окрестных жителей, уничтожив, с помощью особого им придуманного и выстроенного ящика, опасный для судов омут. Наконец, на реке Мста, в так называемых боровицких порогах, где скорость течения была до 30 вёрст в час, он устроил особые «упругие заплывы», принесшие огромную пользу судоходству. Заплывы эти уменьшали силу удара судов о берега, неизбежного ввиду чрезвычайной извилистости русла, но, вместе с тем, вызывавшего нередко огромные потери, ибо если одно какое-нибудь судно ударялось слишком сильно и начинало тонуть, то следующие барки тоже почти неизбежно разбивались об него и, таким образом, погибало множество судов. В 1822—1823 гг. были применены заплывы по системе Корицкого и с тех пор плавание через пороги стало почти безопасным.

Таковы были главнейшие работы Корицкого на Вышневолоцкой системе. Кроме них он произвел ещё множество менее значительных и трудных, но также в высшей степени полезных для судоходства. Это и постройка шандорного полушлюза на Цнинском канале и новых бейшлотов на реках и озёрах, питающих систему. В самом Вышнем Волочке были одеты в гранит набережные и пристань у Богоявленского собора, построены мосты на каменных быках. Через эти мосты и замощённые булыжником улицы прошла новая дорога — Московское шоссе. Но главной дорогой оставалась водная — тысячи барок, миллионы пудов груза. И всё это шло в Петербург.

Корицкий вообще отличался чрезвычайной изобретательностью в области механики и постоянно устраивал различные модели, которые, к сожалению, после его смерти исчезли без следа. Но сколько он любил механику, столько же чувствовал отвращение от бумажного делопроизводства и переписки и получал много раз выговоры и замечания за несвоевременное доставку проектов, смет и отчетов.

Умер он от болезни, развившейся вследствие ушиба, полученного им однажды, когда он выскочил из экипажа, который понесли лошади. Похоронен на городском кладбище г. Вышний Волочек.

Владелец страницы: нет
Поделиться