Сухомлинов Михаил Иванович
Сухомлинов Михаил Иванович
12.03.1828 — 21.06.1901

Сухомлинов Михаил Иванович — Биография

Михаил Иванович Сухомлинов (1828-1901) — известный филолог и литературовед.

Родился в семье профессора химии, степень магистра получил в Харьковском университете на историко-филологическом факультете в 1852 году за работу по теме «Взгляд на исторический ход русской драмы». Уже через четыре года там же стал доктором славяно-русской филологии, защитив диссертацию по теме «О древней русской летописи как памятнике литературном». Затем профессор Санкт-Петербургского университета (с 1860 экстраординарный, с 1864 — ординарный) на кафедре русской словесности, где преподавал теорию языка, древнерусскую литературу, источниковедение. В 1872 был избран в Петербургскую академию наук, где с 1899 года возглавлял второй отделение, а с 1900 там же учредил и также возглавил разряд изящной словесности.

В 1858 Сухомлинов издал книгу «О сочинениях Кирилла Туровского», которая включила как сами сочинения, так и исследования о нём. Также в последующие годы он публиковал книги и очерки о других выдающихся литературных деятелях: А. Н. Радищеве, А. С. Кайсарове, М. В. Ломоносове, Н. И. Новикове, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, С. Т. Аксакове и пр. — многие из них вошли затем в 1889 году в сборник «Исследования и статьи по русской литературе и просвещению». Монументальный труд «История Российской академии» в восьми томах был написан и издан им в 1874-88 гг., содержит монографии писателей и учёных конца XVIII и начала XIX века в свете развития русской литературы и филологической науки. Из крупных трудов Сухомлинова он успел подготовить и издать десять томов «Материалов для истории императорской Академии наук» (1885—1900) с тысячами архивных документов и первые пять томов полного академического собрания сочинений Ломоносова (1891—1902, тома с шестого по восьмой были закончены после его смерти и вышли только в 1934-48 годах).

Сухомлинов всю жизнь оставался сторонником раннего гуманизма и аккуратного сравнительного осторожного подхода к литературоведению, породившего целую школу исследователей.

Владелец страницы: нет
Поделиться