Дейкман Артур
Дейкман Артур
27.09.1929 — 02.09.2013

Дейкман Артур — Биография

Артур Дж. Дейкман (англ. Arthur J. Deikman; 1929 — 2013) — клинический профессор психиатрии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, член редакционного совета рецензируемого научного журнала «Journal of Humanistic Psychology» и сотрудник рецензируемого научного журнала «Journal of Nervous and Mental Disease (англ.)русск.». Сторонник новой психологической школы «Психотерапия естественных человеческих потребностей» (англ.)русск..

Родился в Нью-Йорке в семье бизнесмена и вырос на Лонг-Айленде. Университетское образование начал с изучения физики в Гарварде. Затем занялся математикой, после чего начал подготовку к медицинскому образованию. Он объясняет свой выбор в пользу психиатрии встречей с доктором, который принимал у него экзамен при поступлении в Гарвардскую медицинскую школу (англ.)русск.: «Когда я сказал ему, что мне нравятся Рильке и Йейтс, он ответил, что мне следует стать психиатром. Так я обретал наибольшую свободу. Я мог получать исследовательские гранты, поскольку всё, что угодно могло быть исследуемым предметом сознания». В течение двухмесячных летних каникул он жил в одиночестве в Адирондаке, где с ним произошло событие, определившее его дальнейшую судьбу: «Я сидел на скале у озера и пытался сблизиться с тем, что я ощущал в музыке и поэзии. После двух недель такого времяпрепровождения цвета стали ярче. Небеса и деревья стали лучиться. Я знал, что другие люди не испытали подобного. Это казалось чрезвычайно важным».

Заинтригованный полученным опытом изменённого состояния сознания Дейкман стал пионером исследований мистических переживаний в 1950-х годах и в течение последующих десяти лет создал гуманную форму психотерапевтического лечения пациентов, страдающих психозом. Кроме того, он стал учиться дзэн-медитации у Сюнрю Судзуки и суфизму у Идрис Шаха, а также исследовал Движение за развитие человеческого потенциала вместе с лидерами Эсаленского института Джорджем Леонардом и Майклом Мёрфи.

В начале 1970-х Дейкман получил известность, выделив синдром мистического психоза для определения психотических переживаний пациентов, которые были очень похожи на отчёты о мистических переживаниях. Согласно Дейкману, психотический опыт не во всех случаях следует считать патологическим, особенно с учётом системы ценностей и верований переживающего этот опыт индивида. Дейкман пришёл к выводу о том, что мистический опыт может быть вызван «деавтоматизацией» или преобразованием привычных психологических структур, которые организуют, ограничивают, отбирают и интерпретируют перцепционные стимулы, что сопряжено с тяжёлыми стрессами и эмоциональными потрясениями.

Дейкман принял участие в годичном исследовательском семинаре по теме новых религиозных движений, нацеленном на выяснение притягательности эти движений для многих американцев в 1960—1970-х годах. В 1990-м году он написал книгу «The Wrong Way Home: Uncovering the Patterns of Cult Behavior in American Society», которая стала частью учебной программы в курсе «Культы и новые религиозные движения» в St. Francis Xavier University (англ.)русск.. На эту книгу ссылается в своей статье «Self-Sealing Doctrines, the Misuse of Power, and Recovered Memory» психолог Линда Рибел. Она используется в качестве источника в Психологической энциклопедии, в частности, в статье о культах, где говорится следующее: «Определённые типы политических групп и террористических организаций служат примерами 'культов', которые бросают вызов общепринятому определению данного термина». Дейкман отметил, что «всем нам свойственно поведение, которое свойственно последователям культов» и предположил, что «привязанность к родителям сохраняется во взрослом возрасте и является причиной склонности нормального общества к поведению, характерному для культов».

Владелец страницы: нет
Поделиться