Баландин Василий Петрович
Баландин Василий Петрович
28.12.1904 — 28.03.1973

Баландин Василий Петрович — Биография

Василий Петрович Баландин (1904—1973) — один из организаторов авиационной промышленности СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1945).

Родился 15 (28) декабря 1904 года в семье железнодорожника. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года.

Трудовую деятельность начал в 1918 г. поденным ремонтным рабочим на станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. В 1922-1924 гг. учился на рабфаке Московского института инженеров железнодорожного транспорта. После окончания института был призван в ряды Красной Армии, направлен военным производственником на Рыбинский авиационный завод № 26, где прошел путь от слесаря-сборщика до директора завода (1938). В 1939-1941 гг. - заместитель Народного комиссара авиационной промышленности СССР. С августа 1941 г. по 1946 г. - заместитель Народного комиссара авиационной промышленности СССР - директор Уфимского моторостроительного завода.

В 1936 году инженер-новатор внедрил у себя в сборочном цехе конвейерную сборку моторов. Таких конвейеров ранее в СССР не было. Накопленный опыт помог Василию Баландину в организации поточного производства авиационных моторов и впоследствии, когда он стал директором моторостроительного завода в Уфе.

С 1937 года В. П. Баландин — директор Рыбинского моторного завода № 26 (Ярославская область), а в 1939 году, не оставляя директорской должности, он назначается заместителем народного комиссара авиационной промышленности СССР.

Но карьера директора завода и заместителя наркома в начале лета 1941 года неожиданно прерывается необоснованным арестом, продлившимся не более двух месяцев. В связи с началом Великой Отечественной войны фронту стране «как воздух» нужны были в большом количестве новые самолёты, а последним — авиационные двигатели. Баландин был освобождён из заключения по требованию И. Сталина по ходатайству наркома авиационной промышленности СССР А. Шахурина, авиаконструктора А. Яковлева и заместителя наркома авиапромышленности СССР П. Дементьева.

В 1941 году в столицу Башкирии город Уфу стали прибывать организации и учреждения, эвакуированные из разных городов страны. Строящийся в 20 километрах от Уфы, в городе Черниковске (ныне в черте Уфы), комбайновый завод был ещё за год до войны реконструирован в авиамоторный по рыбинской документации. Было построено несколько производственных зданий, шло строительство больших корпусов. В начале войны на площади Уфимского завода был эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из города Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский ордена Ленина моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублёра (№ 234 и № 451), частично московский № 219, московское проектное бюро ЦИАМ, воронежское конструкторское бюро Добрынина и два уфимских завода, — моторный (№ 384) и дизельный (№ 336) были объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного — 26-й. В дальнейшем оно было переименовано в Уфимский моторостроительный завод. В августе 1941 года в Уфу прибыл назначенный директором объединённого завода Василий Петрович Баландин, сохранивший должность заместителя наркома авиационной промышленности СССР.

К концу 1941 года было сооружено одиннадцать производственных корпусов, сто двадцать семь домов и бараков, два палаточных лагеря. В них разместилось 6600 человек. В 1942 году выпуск моторов значительно превысил уровень 1941 года и нарастал во все годы войны. Под руководством В. П. Баландина было организовано крупное поточное производство авиационных моторов «М-105», «М-105ПА», «ВК-107А», «ВК-107ПФ», «ВК-108». Уфимский моторостроительный завод, которым он руководил, изготовлял моторы для боевых самолетов «Як-3», «Як-9», «Пе-2».

Постановлением Совета народных комиссаров СССР в 1944 году Баландину В. П. было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы».

Коллектив завода, возглавляемый В. П. Баландиным, двадцать три раза завоёвывал переходящее красное знамя Государственного комитета обороны. 26 июля 1945 года газета «Правда» в передовой статье отмечала, что Уфимский завод к началу мирного времени выпустил девяносто семь тысяч авиационных моторов, назвав этот факт подвигом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за умелое руководство трудовым коллективом завода и выдающийся вклад в обеспечении фронта авиационными двигателями, генерал-майору инженерно-авиационной службы Баландину Василию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В этот же день Уфимский моторостроительный завод был награждён орденом Красного Знамени, а 299 его лучших работников были удостоены орденов и медалей СССР.

К 9 мая 1945 года Уфимский моторостроительный завод под руководством В. П. Баландина выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков, созданных авиаконструкторами А. С. Яковлевым, С. А. Лавочкиным, В. М. Петляковым и другими. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский мотор. Самолёт-истребитель «Як-9У» с мотором «ВК-107А» признан самым скоростным истребителем Второй мировой войны.

После 1946 года генерал-майор инженерно-авиационной службы Баландин В. П. — на различных государственных должностях. Жил в Москве в знаменитом «Доме на набережной» в квартире № 255.

Скончался в 1973 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Владелец страницы: нет
Поделиться